ßíäåêñ.Ìåòðèêà

К 114-летию со дня гибели Великого Князя Сергия Александровича...

 

1329408807 1

Автор: к.и.н. Д.М. Софьин

Московское общество рубежа XIX и XX вв. нельзя назвать спокойным и непретенциозным. Как реакция на перенесение Петром I столицы в Санкт-Петербург, у москвичей развилась особенная гордость за свой древний город, которая обусловила их перманентную оппозиционность, проявлявшуюся в том или ином виде. Наиболее заметным ее проявлением стало распространение славянофильских взглядов, укоренение их именно в московском образованном обществе. Не случайно главным объектом их критики стал Петр с его преобразованиями.

С восшествием на престол Александра III, взгляд центральной власти на Москву изменился кардинально. Магистральным направлением в государственном и культурном развитии от Петра до Александра II, было так называемое «петербургское» направление, или ориентация на Запад. Москва по петровской традиции рассматривалась как косная сила, препятствующая движению к западному идеалу. Император Всероссийский представлялся культурным завоевателем, несущим блага западно-европейского просвещения отсталой, варварской России. Таковым в самых общих чертах был сценарий почти всех послепетровских монархов, включая Александра II2.

Кульминацией развития с ориентацией на Запад стали либеральные реформы царя-освободителя. Но распространившиеся революционные веяния, в особенности революционный террор, поставили под сомнение адекватность российским реалиям избранного Петром пути. А убийство террористами 1 марта 1881 г. самого монарха нанесло сокрушительный удар не только личному «сценарию любви» Александра II3, но и по безусловной ориентации власти на западные ценности. При Александре III период от Петра до Желябова начал рассматриваться как профанное время. А допетровская эпоха Московской Руси приобрела, наоборот, сакральное значение.

В новом сценарии Москва занимала особое место: в ней, как считалось, сохранился дух «идеального прошлого», и поэтому именно через нее можно было начать подлинное просвещение России, излечив страну от «западной заразы». Подчеркивая свое особое отношение к первопрестольной, Александр III совершил беспрецедентный поступок, назначив московским генерал-губернатором 26 февраля 1891 г. члена императорской фамилии – своего младшего брата Сергея.

С 1865 г. бессменным хозяином Москвы являлся князь В. А. Долгоруков. К началу 90-х гг. он чувствовал себя почти удельным князем, и казалось само собой разумеющимся, что Долгоруков будет московским генерал-губернатором пожизненно4.

В 1891-1905 гг. пост московского генерал-губернатора занял Великий князь Сергей Александрович – брат Александра III и дядя Николая II. Объём его власти в Москве и окружающих её губерниях был значительно выше властных полномочий любого другого генерал-губернатора Российской империи (особенно после назначения Великого князя в 1896 г. ещё и командующим войсками Московского военного округа), что дало повод именовать его «московским вице-королём»1. Учитывая, что с 1894 г. он был также членом Государственного Совета, а главное – близким доверенным лицом и советником своего племянника Николая II, ясно, что влияние Сергея Александровича было очень велико, а его властные прерогативы на подведомственной ему территории простирались далеко за пределы обычной генерал-губернаторской власти.

В Москве с начала правления Сергея Александровича подчёркивался его не генерал-губернаторский, а именно великокняжеский статус. В Первопрестольной впервые за почти два века появился собственный двор, отличный от императорского, – двор Великого князя Сергея Александровича. В качестве символа возродившейся в умах удельности Москвы, поощрялось, как отмечал бывший московский губернский предводитель дворянства граф С.Д.Шереметев, служение не императорскому, российскому флагу, а личному штандарту Сергея Александровича: «…развилось служение своему флагу; поощрялось, покровительствовалось, награждалось, выдвигалось всё то, что исповедовало этот новый символ»2.

Впрочем, такое умонастроение возникло не вдруг, оно имело достаточно твёрдую почву. Его элементы можно увидеть и при предшественнике Сергея Александровича на посту генерал-губернатора князе В.А.Долгорукове. Как подметил в романе «Юнкера» А.И.Куприн, «Москва же в те далёкие времена оставалась воистину «порфироносною вдовою», которая не только не склонялась перед новой петербургской столицей, но величественно презирала её с высоты своих сорока сороков, своего несметного богатства и своей славной древней истории. Была она горда, знатна, самолюбива, широка, независима и всегда оппозиционна. Порою казалось, что она считает себя совсем отдельным великим княжеством с князем-хозяином Владимиром Долгоруким во главе»3.

Разумеется, подобное «особенное» положение, вкупе с реально высокой властью Сергея Александровича, проявилось не только в умонастроении и самосознании москвичей, но и в правовой сфере, в результате чего московское генерал-губернаторство оказалось в значительной степени обособленной от остальной России территорией в конкретном политико-правовом плане. Это касается, прежде всего, политики в отношении лиц иудейского вероисповедания и зубатовского эксперимента.

К началу 1890-х гг. определённая часть московского общества выражала недовольство увеличению количества евреев в Первопрестольной4. Этот фактор сыграл немаловажную роль в интригах, приведших к смещению князя Долгорукова с поста генерал-губернатора: против него началась кампания как против «покровителя евреев»5. Соответственно, его преемник должен был изменить политику в данном вопросе. По Высочайшему повелению от 28 марта 1891 г. «О воспрещении евреям ремесленникам… переселяться на жительство в Москву и Московскую губернию», постепенному выселению из Москвы подвергались лица иудейского вероисповедания – ремесленники. Фактически это означало выселение всех евреев, за исключением тех, кто пользовался безусловным правом (купцы и лица с высшим образованием)6. Затем, по Высочайшему повелению от 15 ноября 1892 г. «О воспрещении евреям отставным нижним чинам, служившим по прежнему рекрутскому уставу… проживать в Москве и Московской губернии», было приказано выселить из Москвы и Московской губернии всех нижних чинов николаевских рекрутских наборов, кроме приписанных к мещанским обществам Москвы7. В соответствии с этими законами в течение 1891-1892 гг. было выселено примерно 25-30 тыс. чел. – около 3/4 всего еврейского населения Москвы8. 13 ноября 1897 г. вышло новое ограничение – воспрещено жительство в Москве и Московской губернии евреям, изучающим медицину9. Все эти мероприятия не затрагивали высокопоставленных иудеев. Так доля лиц иудейского вероисповедания среди купцов 1-й гильдии с 1891 по 1898 гг. не только не уменьшилась, но и увеличилась с 19% до 30,3%10. В 1899 г. эта доля составила уже более 1/3. По инициативе Сергея Александровича 4 июля 1899 г. появилось Высочайшее повеление, согласно которому впредь до уменьшения числа евреев – московских купцов 1-й гильдии до 33% общего числа местного купечества не разрешалось причисление их к этому сословию11. Таким образом, и «приписка к купечеству Москвы обставлена была новыми ограничениями, не существовавшими в других местах»12. В итоге, «Москва стала на особое положение, и многие группы евреев, располагавших правом жительства повсеместно в России, не могли жить в Москве»13.

Необходимо отметить, что подобная дискриминация проводилась исключительно по конфессиональному, а не по этническому принципу – в Российской империи не было деления по национальности, а было лишь по религиозному признаку. Евреи, принявшие крещение, смогли таким образом избежать высылки. При этом, видимо, в знак глухого протеста, поскольку смена конфессии в данном случае была для них вынужденной мерой, они в большинстве своём принимали не православие, а лютеранство14.

Но «великокняжеская» Москва отметилась не только репрессивной политикой – ущемлением прав лиц отдельных вероисповеданий – но и активным реформаторским поиском. При Сергее Александровиче, несмотря на его твёрдый консерватизм, Москва стала центром проведения уникального эксперимента. Начальник Московского охранного отделения С.В.Зубатов, который поставил себе целью развернуть рабочее движение в легальное русло, выдвинул идею, согласно которой полиция должна выступать посредником между рабочими и их работодателями. Эта необычная и смелая идея была поддержана Великим князем и лишь благодаря этому получила возможность реализоваться15, поскольку у неё было много влиятельных противников (например, тогдашний министр финансов С.Ю.Витте). Зубатовское движение началось в 1896 г., когда «московская полиция начала убеждать или принуждать фабрикантов искоренять злоупотребления»16. Под покровительством полиции создавались профессиональные союзы рабочих, которые получили возможность легально отстаивать свои права перед работодателями. Особенно это движение развернулось в 1901-1902 гг., когда в Москве были созданы Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве, Совет рабочих механического производства Москвы, Общество взаимной помощи текстильщиков и ряд других организаций.

Политика Зубатова и его покровителя – московского генерал-губернатора – в рабочем вопросе приносила обильные плоды: существенное улучшение социального положения и жизненного уровня московских рабочих и реальное отстаивание их интересов усиливало популярность зубатовских организаций и тем самым выбивало почву из-под ног у революционеров – социал-демократов. Апогеем «зубатовщины» стало сорокатысячное шествие рабочих к памятнику Александру II в годовщину отмены крепостного права, 19 февраля 1902 г. Торжественные мероприятия прошли в Кремле в присутствии самого Великого князя. Полиция осталась за кремлёвскими стенами, а порядок поддерживался патрулями, созданными самими рабочими17. На фоне неспокойного Санкт-Петербурга, Москва эпохи Сергея Александровича, особенно после этого события, казалась местом, где царят идиллия и благочестие. Николай II в эти годы всячески выказывал Первопрестольной своё благоволение.

Если московское общество в целом можно назвать строптивым, то московское старообрядческое купечество следует назвать строптивым вдвойне. Оно было не менее, а может, и более влиятельной силой, чем даже старая московская аристократия. В свое время купечество приняло активное участие, если не было главным действующим лицом, в кампании, приведшей к смещению князя Долгорукова и последовавшей затем высылке лиц иудейского вероисповедания – потенциальных конкурентов на рынке17.

Не поладив даже с «князем-душкой» (как называли москвичи Долгорукова), купцы, разумеется, не могли бы сойтись и с Сергеем Александровичем, известным своей твердостью и строгостью. Его порядки сразу же не понравились купцам. А поддержка великим князем инициативы Зубатова повергла их просто в шок. Такая политика августейшего генерал-губернатора показалось московским купцам и фабрикантам недопустимым вмешательством в их личные дела. Выдвинутая тогда Зубатовым идея государства как арбитра в сфере социальных отношений слишком опередила свое время и никак не укладывалась в головах, особенно в среде крупных предпринимателей.

В пику зубатовской политике и лично великому князю, которого они не любили, некоторые фабриканты начали материально поддерживать революционеров. Самый известный пример – деятельность С.Т.Морозова, вражда которого с Сергеем Александровичем порой выливалась в неприятные публичные сцены18. Морозов ненадолго пережил великого князя: принцип «выколю себе глаз – пусть у моей тещи будет кривой зять» привел гордого купца к преждевременной смерти.

Утверждалось, что в рабочем вопросе Великий князь слепо шёл на поводу у С.В.Зубатова и Д.Ф.Трепова, московского обер-полицмейстера18. Однако мемуары племянницы и воспитанницы Сергея Александровича, Великой княгини Марии Павловны-младшей, а также его собственные письма свидетельствует об ином. С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. в Москве стали проходить патриотические манифестации. «Энтузиазм приобретал всё более буйные формы, но власти не желали препятствовать этому выражению верноподданнических чувств, люди отказывались покидать сквер и расходиться. Последнее сборище превратилось в безудержное пьянство…» – вспоминала Мария Павловна19. Но когда её предостережения насчёт опасности, исходящей от толпы, дошли до сведения дяди, Сергея Александровича, он «на полном серьёзе увещевал меня, что глас народа – глас Божий. Толпа, по его убеждению, демонстрировала монархические чувства в своего рода религиозной процессии. А моё недоверие к настроению толпы, сказал он, проистекает из-за отсутствия уважения к традициям»20. В письме же Великому князю Константину Константиновичу от 15 января 1905 г., сравнивая трудное после 9 января положение в Петербурге и Первопрестольной, Сергей Александрович отмечал: «Правда, рабочие и фабричные в Москве представляют элемент менее податливый революционной пропаганде, ибо я старался для них сделать всё, что мог в эти 4 года, устраивая кассы самопомощи, разрешая собрания в народных домах общ<ества> трезвости и целый ряд лекций в разных аудиториях, куда часто и сам ездил»21.

На наш взгляд, вышесказанное свидетельствует в пользу того, что Великий князь не был слепо ведом Зубатовым и Треповым, а идеи Зубатова были серьёзно восприняты Сергеем Александровичем, увязаны с его собственным миропониманием и глубоко отрефлексированы. Во всяком случае, со стороны генерал-губернатора это была ясно осознанная политика.

Постепенно над деятельностью Зубатова сгущались тучи. Большинство консерваторов видели в его идее опасное заигрывание с, как считалось, потенциально революционными элементами – рабочими. Фабриканты были возмущены ущемлением своих прав, а социал-демократы с ужасом наблюдали, как их влияние в рабочей среде катастрофически падает. И хотя успех московского опыта позволил Зубатову создать аналогичные объединения рабочих в Одессе, Киеве, Минске, Николаеве и Харькове, его политика и по внешним, и по внутренним причинам стала испытывать неудачи. Всё закончилось в 1903 г., когда Зубатов был уличён в нелояльном отношении к своему начальнику – министру внутренних дел В. К. Плеве – и со скандалом отправлен в отставку23, а его курс так называемого «полицейского социализма» был постепенно свёрнут. Сергей Александрович, влияние которого на Николая II к тому времени начинало падать, не смог отстоять своего protégé24.

Постепенно у великого князя накапливалась усталость, вдобавок он чувствовал непонимание и недоброжелательность. Возникали у Сергея Александровича и определенные трения с Николаем II19.

Отдушиной для великого князя была сфера искусства. С московской театральной общественностью у Сергея Александровича были неизменно теплые отношения. Генерал-губернатор входил в нужды артистов и художников, нередко помогал им20. В дружеских отношениях он был с великой русской актрисой М.Н.Ермоловой. В августе 1904 г. она приезжала погостить в Ильинское (имение великого князя), где пробыла несколько дней. Сергей Александрович лично выступил в качестве «экскурсовода», показывая гостье свои владения21.

Однако жизнь генерал-губернатора в то время не могла быть безмятежной: 15 июля 1904 г. террористами был убит министр внутренних дел В.К.Плеве. Его преемником был назначен 25 августа князь П.Д.Святополк-Мирский, настроенный на проведение некоторых либеральных преобразований. Ключевым пунктом его программы являлось привлечение выборных от дворянских собраний, земств и городских дум для участия в законодательной деятельности в Государственном Совете. Сергей Александрович был категорически против введения представительной формы правления и, кроме того, полагал, что уступки в период беспорядков будут восприниматься как слабость власти, давление на правительство лишь усилится. Великий князь принял решение уйти в отставку, поскольку, как подчиненному князя Святополк-Мирского22, генерал-губернатору следовало проводить в жизнь его политику, а это шло вразрез с убеждениями Сергея Александровича.

Великий князь ушел в отставку с поста генерал-губернатора 1 января 1905 г., но остался командовать войсками округа. В Санкт-Петербурге 9 января произошло событие, известное как «кровавое воскресенье»: войска были вынуждены открыть огонь по толпе, двигавшейся к Зимнему дворцу. После этого в Петербурге и ряде других городов России, в том числе в Москве, начались беспорядки.

Характеризуя вскоре после этого положение в Москве, Сергей Александрович отмечал 15 января в письме Великому князю Константину Константиновичу: «Что касается стачек и забастовок здесь, то пока они идут вяло, т.е. забастует какая-нибудь фабрика, то на другой день снова действует, а другая забастует, и так всё время»25. Такое относительное, по сравнению с Петербургом, благополучие Великий князь считал прямым следствием своей и Зубатова политики26. 1 февраля Сергей Александрович уже уверенно писал Д.Ф.Трепову: «У нас пока всё тихо и забастовки прошли вполне благополучно…»27.

Тем не менее, он ясно осознавал, что ситуация в любую минуту может выйти из-под контроля: «…я себе не делаю никаких иллюзий!! и каждую минуту может вспыхнуть пожар ужасный»23. Великому князю понадобился весь его опыт и выдержка, чтобы справиться с ситуацией. И он с честью вышел из положения: умело распоряжаясь войсками, Сергей Александрович не допустил больших скоплений недовольных. Скоро беспорядки прекратились. При этом не было пролито ни одной капли крови.

Глубокое удовлетворение великий князь испытал, когда 22 января 1905 г. в московском губернском дворянском собрании большинством голосов прошел тот вариант адреса императору, который был составлен группой дворян во главе с А.Д.Самариным. В адресе выражались верноподданнические чувства московских дворян и их вера в незыблемость принципов самодержавия, отвергалась необходимость либеральных преобразований и содержался призыв следовать «твердому» курсу24.

Террористы уже давно охотились за великим князем, и он знал об этом. Сергей Александрович был опасен революционерам главным образом как покровитель зубатовского эксперимента и как хранитель порядка в Москве: эти обстоятельства надежно защищали первопрестольную от широкого распространения революционной пропаганды. Великий князь же, пренебрегая опасностью, словно нарочно всегда выезжал в строго определенные часы. И 4 февраля 1905 г. он был убит в Кремле эсеровским террористом Каляевым.

Часть московского общества восприняла это событие с показным равнодушием. Есть свидетельства о том, что вечером того же дня как ни в чем не бывало в московских ресторанах играла веселая музыка. Ряд исследователей на основании этого делали вывод, что в таком поведении проявилось отношение всей Москвы к нелюбимому генерал-губернатору. Однако погребение великого князя и панихиды по нему, несмотря на холод и угрозу со стороны террористов, прошли при огромном стечении народа. Бесчисленное количество москвичей желало поклониться праху Сергея Александровича. Если часть московского общества и была настроена против него, то многие жители первопрестольной, как показали события, искренне любили и уважали своего августейшего генерал-губернатора25.

Московское генерал-губернаторство периода Сергея Александровича стало своего рода кузницей кадров для высших эшелонов власти Империи, хотя и далеко не всегда это зависело от желания самого августейшего генерал-губернатора. Вскоре после восшествия на престол Николай II по протекции своего дяди назначил министром юстиции Н.В.Муравьёва, прокурора Московской судебной палаты. В 1898 г. министром народного просвещения стал профессор и бывший ректор Императорского Московского университета Н.П.Боголепов, также благодаря генерал-губернатору Первопрестольной. Но назначение в 1899 г. управляющим Министерством внутренних дел другого сотрудника Великого князя – бывшего московского губернатора (в 1891-1893 гг.) Д.С.Сипягина – состоялось вопреки желанию Сергея Александровича. Последнему было неприятно, что в 1891 г. Сипягин был ему навязан28.

В январе 1905 г. санкт-петербургским генерал-губернатором был назначен Д.Ф.Трепов, до этого времени занимавший должность московского обер-полицмейстера; вскоре Трепов стал товарищем министра внутренних дел. В том же месяце министром внутренних дел стал бывший до этого помощником московского генерал-губернатора А.Г.Булыгин. Эти январские назначения 1905 г. были неожиданностью для начальника Булыгина и Трепова. В письме последнему от 13 января 1905 г. Сергей Александрович написал: «Как я вам телеграфировал: я всё (здесь и далее подчёркнуто в тексте. – Д.С.) понял. Зная вас, чувствую, что вы принесли Государю самую большую жертву, какую могли принести, и мне ужасно вас жаль! Любя вас – мучаюсь за вас»29. Но если назначение Трепова, хоть и не шло через Великого князя, но его не удивило, то с Булыгиным было совсем другое дело. Назначение последнего министром внутренних дел прямо-таки поразило Сергея Александровича. 19 января 1905 г. он записал в своём дневнике: «Слух пошёл, будто Булыгин назначен М<инистром> В<нутренних> Д<ел> – ещё не верю!»30. Вскоре, однако, сведения подтвердились. 21 января там же появилась запись: «Был Булыгин – трогательно, сердечно поговорили – ему было приказано принять <пост>«31. Как отмечал Г.А.Литвиненко, Сергей Александрович в конце 1904 г. высказывался «против этого назначения, считая Булыгина не подходящим для кризисного управления»32.

Блистательную карьеру сделал личный адъютант Великого князя В.Ф.Джунковский. В июле 1905 г. он был назначен московским вице-губернатором, в ноябре того же года – московским губернатором, а в 1909 г. ему были приданы генерал-губернаторские полномочия (но без именования его генерал-губернатором). Наконец, в январе 1913 г. Джунковский был назначен товарищем министра внутренних дел и шефом жандармов. Другой личный адъютант Сергея Александровича, князь Ф.Ф.Юсупов граф Сумароков-Эльстон (старший), впоследствии фактически унаследовал почти полную должность своего бывшего начальника в Первопрестольной, став, хотя и ненадолго (несколько месяцев 1915 г.), одновременно командующим войсками Московского военного округа и главноначальствующим в Москве.

Не имеющий в истории Российской империи аналогов период «великокняжеской» Москвы, ещё практически не исследованный, является целой эпохой в жизни не только Первопрестольной, но и всей страны – эпохой удивительной, своеобразной и парадоксальной.

Софьин Д.М. «Великое княжество Московское»: управление Великого князя Сергея Александровича Москвой как политико-административный феномен Российской Империи рубежа XIX-XX веков // Границы в пространстве прошлого: социальные, культурные, идейные аспекты: Сборник статей участников Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых исследователей, посвящённой 35-летию Тверского государственного университета. Тверь, 23-26 апреля 2006 г.: В 3 т. / Отв. ред. А.В.Винник, Т.И.Любина. – Тверь: ТвГУ, 2007. – Т. 1. – С. 106-113.

------------------------------

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Schneiderman J. Sergei Zubatov and Revolutionary Marxism: The Struggle for the Working Class in Tsarist Russia. Ithaca, N. Y., 1976. P. 62.

2 Мемуары графа С.Д.Шереметева. Т. 1. М., 2004. С. 335.

3 Куприн А.И. Сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 2. С. 68.

4 См.: Мемуары графа С. Д. Шереметева. Т. 1. С. 336.

5 Вермель С. Евреи в Москве // Евреи в Москве: Сб. статей. Иерусалим; М., 2003. С. 65. Сам же Великий князь, однако, в этих интригах не участвовал. В то время он командовал Лейб-гвардии Преображенским полком, к которому привязался и расставаться с которым не хотел. В начале 1891 г. он с головой ушёл в подготовку к празднику, в котором должен был принять участие его полк. Назначение 26 февраля генерал-губернатором было для Сергея Александровича неожиданностью, причём скорее неприятной. Обо всём этом свидетельствует его письмо своему самому близкому другу – кузену Великому князю Константину Константиновичу от 26 мая 1891 г.: «…в душе было так (здесь и далее подчёркнуто в тексте. – Д.С.) нехорошо, так ужасно тоскливо, и я был в скверном настроении – никогда в жизни мне не было так тяжело, как было всё это время. <…> И теперь ещё настроение нехорошее; мысль и сердце – всё с полком, с товарищами!» (ГАРФ. Ф. 660. Оп. 2. Д. 255. Л. 9-10). В дальнейшем в переписке друзей неоднократно фигурирует полк – Сергей Александрович интересуется у Константина Константиновича, который стал его преемником на посту командира преображенцев, новостями о полку (Там же. Письмо от 25 июня 1891 г. Л. 13-14об.; письмо от 5 октября 1891 г. Л. 17-20об.), посылает нижним чинам полка книжки (Там же. Письмо от 6 октября 1892 г. Л. 27-28об.), выражает сильное огорчение от невозможности в силу ряда причин присутствовать на полковом празднике (Там же. Письмо от 4 августа 1892 г. Л. 25-26об.; письмо от 3 августа 1894 г. Л. 60-61об.), просит прислать на бал офицеров полка (Там же. Письмо от 23 апреля 1893 г. Л. 34-35об.; письмо от 26 апреля 1893 г. Л. 36-37об.; письмо от 25 января 1894 г. Л. 44-45об.; письмо от 9 февраля 1894 г. Л. 48-49) и т. д. А 16 марта 1900 г. Сергей Александрович написал кузену: «Эти тяжёлые минуты прощания с родным полком – теперь, через девять лет, ещё свежи в моей памяти, как будто то было вчера» (Там же. Л. 98об.). В свою очередь, как отмечал генерал А.А.Мосолов, и «офицеры Преображенского полка… очень любили его высочество» (Мосолов А.А. При дворе последнего Российского императора. М., 1993. С. 77).

6 Вермель С. Указ. соч. С. 72; Гольдовский О. Евреи в Москве // Евреи в Москве. С. 284; Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 80-х – начала 90-х годов). М., 1970. С. 136-137.

7 Вермель С. Указ. соч. С. 95; Зайончковский П. А. Указ. соч. С. 137.

8 Вермель С. Указ. соч. С. 79.

9 Там же. С. 95.

10 Айзенберг Л. Великий князь Сергей Александрович, Витте и евреи – московские купцы (Из истории изгнания евреев из Москвы) // Евреи в Москве. С. 342.

11 Там же. С. 352.

12 Вермель С. Указ. соч. С. 99.

13 Клячко Л. За «чертой»: в Москве // Евреи в Москве. С. 312.

14 Вермель С. Указ. соч. С. 77.

15 См.: Schneiderman J. Op. cit. P. 62-63, 67, 85, 88, 98, 135, 235; Judge E. H. Plehve: Repression and Reform in Imperial Russia, 1902-1904. Syracuse, N. Y., 1983. P. 131-134; Уортман Р. С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии: В 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 501; Боханов А. Н. Великий князь Сергей Александрович // Российские консерваторы. М., 1997. С. 360.

16 Уортман Р. С. Указ. соч. С. 500.

17 Там же. С. 501-502.

18 Витте С. Ю. Воспоминания. Таллинн; М., 1994. Т. 2. С. 200, 205-206, 320.

19 Воспоминания великой княгини Марии Павловны. М., 2003. С. 54.

20 Там же. С. 55.

21 ГАРФ. Ф. 660. Оп. 2. Д. 255. Л. 129об.-130.

22 См.: Богданович А. В. Три последних самодержца: Дневник. М., 1990. С. 161.

23 Judge E. H. Op. cit. P. 147-148; Симонова М. С. Вячеслав Константинович Плеве // Российские консерваторы. М., 1997. С. 313.

24 О взаимоотношениях императора Николая II и Великого князя Сергея Александровича см.: Литвиненко Г. А. Николай II и великий князь Сергей Александрович накануне революции 1905 г. // Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Т. 1. М., 2005. С. 272-275; см. эту же статью: Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2005». История. М., 2006. С. 49-52.

25 ГАРФ. Ф. 660. Оп. 2. Д. 255. Л. 129.

26 См. письмо Великого князя Сергея Александровича Великому князю Константину Константиновичу от 15 января 1905 г. ГАРФ. Ф. 660. Оп. 2. Д. 255. Л. 129об.-130 (данное положение процитировано выше).

27 ГАРФ. Ф. 595. Оп. 1. Д. 51. Л. 2.

28 Мемуары графа С. Д. Шереметева. Т. 1. С. 556.

29 ГАРФ. Ф. 595. Оп. 1. Д. 51. Л. 3-3об.

30 ГАРФ. Ф. 648. Оп. 1. Д. 40. Л. 13.

31 Там же. Л. 14.

32 Литвиненко Г. А. Указ. соч. // Материалы… С. 274; Труды… С. 51.

Благотворительность Великой Княгини Елены Павловны

IMG 8183-14-02-19-10-0710 февраля в рамках просветительской программы выставки Фонда ЕСПО «Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых» в музыкальной гостиной Большого дворца ГМЗ «Царицыно» состоялась лекция-концерт Императорского Русского Музыкального Общества, посвященная теме «Великая Княгиня Елена Павловна – инициатор, попечитель и покровитель Русского Музыкального Общества». Во вступительном слове доктор искусствоведения, профессор, президент НП «Императорское Русское музыкальное Общество», проректор по научной работе «Академии хорового искусства имени В.С.Попова» Наталья Ефимова поблагодарила гостей за интерес к теме благотворительности и напомнила, что в 2018 году Императорское Русское Музыкальное общество отметило 150-летие своего создания.

08976532

Августейшим покровителем Русского Музыкального Общества и инициатором его создания была Великая Княгиня Елена Павловна (урожденная принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская). Супруга Великого Князя Михаила Павловича была известной благотворительницей, общественным и государственным деятелем. В 1828 году после кончины Императрицы Марии Фёдоровны, согласно её завещанию, Великой Княгине Елене Павловне было поручено управление Повивальным и Мариинским институтами. При её участии в Санкт-Петербурге был создан и открыт Клинический институт Великой Княгини Елены Павловны, августейшая покровительница опекала Елисаветинскую детскую больницу, создала детские приюты, названные в память о дочерях Елисавете и Марии, выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Великая Княгиня Елена Павловна не просто финансировала деятельность общины, но и самолично ездила в лазареты, перевязывала раны, заботилась о духовной составляющей деятельности организации. По воспоминаниям действительного тайного советника, статс-секретаря Дмитрия Александровича Оболенского, Великая Княгиня стремилась придать общине тот высоко религиозный характер, который бы, воодушевляя сестер, позволял бы им преодолевать все физические и нравственные испытания.

IMG 8194-14-02-19-10-07

Об истории создания Императорского Русского Музыкального Общества собравшимся рассказала кандидат искусствоведения, доцент Института современного искусства, руководитель образовательных программ НП «Императорское Русское Музыкальное Общество» Елена Шарма. Подробности просветительской и культурной деятельности Великой Княгини Елены Павловны дополнялись произведениями русской классики в исполнении лауреатов международных конкурсов Дмитрия Асташева, ЮлииПолитанской, Клаудии Кркотич (вокал), заслуженной артистки России Людмилы Кузнецовой, Натальи Кондрацкой, Николая Пономарева (фортепиано), камерного ансамбля Императорского Русского Музыкального Общества под руководством Елены Шарма.

IMG 8186-14-02-19-10-07

IMG 8196-14-02-19-10-07

IMG 8200-14-02-19-10-07

Музыкальная гостиная была наполнена чарующими романсами композитора А.Г. Рубинштейна на стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, произведениями А.С. Даргомыжского, П.И.Чайковского, Г.Ф.Генделя, Г. Доницетти, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта, Ж.Б.Векерлена.

В Царицыно продолжаются авторские экскурсии составителей выставки об истории российской благотворительности

IMG 8167-14-02-19-10-06 

9 февраля в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Царицыно» состоялась авторская экскурсия одного из составителей выставки «Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых», консультанта Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», сотрудника Музея-усадьбы «Лопасня- Зачатьевское» Алексанра Борисовича Савинова. Рассказ об истории благотворительности в Российской Империи занял более двух часов, но и этого времени оказалось недостаточно, чтобы в подробностях охватить 300-летний период благотворительной деятельности представителей Императорского Дома Романовых.

IMG 8122-14-02-19-09-56

 Перед началом экскурсии Александр Борисович обратил внимание гостей на разноплановость и масштаб экспозиции, в которой представлены свыше 1200 архивных документов и музейных предметов из крупнейших государственных архивов и музеев России, а также из частных собраний.

Авторская экскурсия – это уникальная возможность узнать не только исторические подробности создания в Российской Империи системы учреждений, комитетов и ведомств, занимавшихся общественным призрением, но и задать вопрос о представленных на выставке экспонатах.

IMG 8131-14-02-19-09-56

К примеру, в зале, посвященном первым русским царям из династии Романовых, экспонируются сразу два Ордена Святой Екатерины. Это награда была учреждена Императором Петром Первым в 1714 году в честь супруги Императрицы Екатерины Алексеевны, вручалась Великим Княгиням и дамам высшего света. Награда называлась орденом Освобождения в память о событиях Прутского похода, когда армия Петра I, оказавшись в окружении, была спасена благодаря дипломатическому искусству и самопожертвованию Императрицы. Орден Святой Екатерины до 1917 года являлся второй по старшинству наградой после Ордена Андрея Первозванного. На выставке представлены два Ордена Святой Великомученицы Екатерины второй степени (знак Малого креста) с бантом и без. В этом же зале впервые выставляются портреты Императора Петра I и Императрицы Екатерины Алексеевны из собрания Е.А. Малинко.

IMG 6706-13-01-19-07-49

IMG 6710-13-01-19-07-49

Каждый зал рассказывает о новой вехе в развитии системы благотворительных учреждений и ведомств в Российской Империи, при этом авторам выставки удалось подчеркнуть отличительную особенность благотворительной деятельности августейших особ – преемственность.

IMG 8156-14-02-19-09-56По ходу экскурсии гости задавали вопросы Александру Борисовичу, интересуясь происхождением и историей музейных предметов, при этом не скрывали удивления и восторга от масштаба и разноплановости экспозиции.

IMG 8177-14-02-19-10-06

В завершение многие оставили отзывы о выставке «Российская благотворительность под покровительством Императорского  Романовых», которая доступна для посещения до 24 марта.

Константиновичи - благотворители и меценаты

IMG 7757-08-02-19-01-36

2 февраля в рамках выставки «Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых» состоялась лекция кандидата исторических наук, научного сотрудника института всеобщей истории РАН Галины Игоревны Шевцовой. Лектор рассказала о благотворительной и просветительской деятельности ветви Константиновичей, потомков Императора Николая I. Августейшие наследники создавали и покровительствовали благотворительным учреждениям в разных городах Российской Империи, а также заграницей, участвовали в деятельности Красного Креста, способствовали развитию народного образования,  оказывали помощь раненым и больным во время военных действий.

IMG 7778-08-02-19-01-36

IMG 7762-08-02-19-01-36

Галина Игоревна подробно рассказала о разноплановой благотворительной деятельности Великих Князей и членов Российского Императорского Дома ветви Константиновичей, которая берет свое начало от Великого Князя Константина Николаевича – пятого ребенка в семье Императора Николая I. Великий Князь Константин Николаевич получил блестящее образование, отличился в военных кампаниях и в 1855 году в звании генерал-адмирала возглавил флот и Морское Ведомство на правах министра. При его участии был сформирован Морской Устав, происходила замена парусных судов на паровые, строились новые судостроительные заводы, велась просветительская деятельность среди матросов – обучение грамоте и специальности, была организована Военно-Морская библиотека.

regnum picture 150827242666031 normal

Супруга Великого Князя Константина Николаевича Великая Княгиня Александра Иосифовна (урожденная Александра Саксен-Альденбургская, эрнестинская принцесса) была известной благотворительницей, вместе с августейшим супругом они участвовали в деятельности Российского общества Красного Креста. Начиная с 1849 года Великая Княгиня регулярно перечисляла средства в различные организации и учреждения, а также частным лицам по прошениям. Августейшая благотворительница помогала офицерам и нижним чинам лейб-гвардии 6-го Драгунского Глуховского полка, с 1863 года принимала участие в деятельности Человеколюбивого общества, возглавляла Совет детских приютов, создала благотворительные учреждения во владениях великокняжеской четы в Кронштадте, оказывала помощь раненым и больным во время военных действий. С 1881 по 1906 годы, занимая пост председательницы Совета Санкт-Петербургских детских приютов, Великая Княгиня Александра Иосифовна стала инициатором создания при нем Комитета по сбору пожертвований. С 1894 по 1896 года, когда августейшая благотворительница исполняла обязанности председателя Женского Патриотического Общества, в ведении организации находились 7 школ с интернатом, 8 школ для приходящих детей, одна рукодельная школа с магазином, семь ремесленных отделений и классов, при двух школах располагались детские сады, при одной – прачечное отделение и школа кройки. В заведениях Императорского Женского Патриотического общества в этот период обучалась 541 пансионерка и более 1800 приходящих детей.

148

В результате благотворительной и просветительской деятельности Великой Княгини Александры Иосифовны в Совете Санкт-Петербургских детских приютов был усовершенствован учебный процесс и стандартизированы программы профессионального образования, по инициативе августейшей благотворительницы были учреждены несколько Комитетов, открыты новые отделения при Охтинском приюте, детский приют-санаторий для летнего пребывания слабых здоровьем детей в поселке Удельная. Строгановское сиротское отделение было преобразовано в женскую учительскую семинарию, было учреждено новое Положение о приютах и многое другое.IMG 7780-08-02-19-01-36

В своем докладе Галина Шевцова затронула вопросы благотворительной деятельности августейших детей Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княгини Александры Иосифовны, например, Великого Князя Николая Константиновича «Туркестанского», который занимался изучением среднеазиатских путей и строительством оросительных каналов в Голодной степи, принимал участие в организации научных экспедиций, занимался благоустройством Ташкента, строил дороги, больницы, школы, театр и кинотеатр, учредил стипендии для обучения молодежи из Ташкента в Центральной России.

Nikolay-Konstantinovich-Romanov

В докладе Галины Игоревны речь шла и о Великой Княжне Ольге Константиновне, королеве Эллинов, создавшей в греческом Пирее русский госпиталь с чайной, библиотекой, читальней «для матросиков», о Великой Княжне Вере Константиновне, герцогине Вюртембергской, о Великом Князе Дмитрии Константиновиче, поддерживавшем все благотворительные проекты своей матери Великой Княгини Александры Иосифовны в Стрельне и Кронштадте до 1917 года, способствовавшем открытию Ялтинской климатической колонии для слабых и болезненных детей имени Цесаревича Алексея Николаевича; о благотворительной деятельности великокняжеской четы Константина Константиновича и Елизаветы Маврикиевны, покровительствовавших народному образованию, создавших Общество попечения о бедных и больных детях «Синий Крест», приют для детей калек и паралитиков Васильевского отдела Синего Креста и многое другое.

Семейство

Обстоятельно и подробно Галина Игоревна Шевцова раскрыла тему благотворительный и общественной деятельности Константиновичей в период Русско-японской и Первой Мировой войны.

IMG 7760-08-02-19-01-36

Тематические лекции в рамках выставки «Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых» продолжатся до 24 марта. Следите за анонсами мероприятий на сайте Фонда ЕСПО, Государственного музея-заповедника «Царицыно», а также на официальных страницах в социальных сетях.

 

Панихида по Владимиру Черникову в храме преподобной Евфросинии Московской

fvkWj1UfiTQ

3 февраля на 9 день со дня кончины руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Председателя Попечительского Совета Фонда имени Великой Княгини Евфросинии Московской Владимира Черникова в храме преподобной Евфросинии Московской, расположенном в Котловке, была отслужена панихида. Чин поминовения совершил настоятель храма иеромонах Клавдиан (Сафонов) в сослужении духовенства. В заупокойном Богослужении приняли участие родные, близкие, коллеги, друзья и бывшие сослуживцы Владимира Васильевича, представители Правительства Москвы, члены Попечительского Совета Фонда имени Великой Княгини Евфросинии Московской, деятели культуры, искусства, руководители столичных департаментов и священнослужители.

oO7hD AkwqA

rj5A7RPh5kk

mDVWz9BE294

tXXZ8nt6ALs

2VwNVeQ0x5A

По окончании панихиды настоятель храма иеромонах Клавдиан (Сафонов) обратился к собравшимся со словами доброй памяти о благотворителе, попечителе, истинном сыне Отечества и воине Христовом Владимире Черникове. Отец Клавдиан отметил, что добрые дела Владимира Васильевича, его искренняя вера, готовность прийти на помощь ближнему, стремление всеми силами содействовать благоустройству города Москвы, безопасности и благополучию жителей, сохранению исторического наследия и памяти о великих людях, живших и трудившихся в столице, прославлению святых покровителей первопрестольного града навсегда останутся в памяти людей. Не жалея времени и сил на многие попечения, Владимир Васильевич все порученные ему для решения вопросы пропускал, как говорится, через сердце. И в девятый день со дня кончины Владимира Черникова все пришедшие на панихиду в храм преподобной Евфросинии Московской с сердечной благодарностью за понесенные им труды возносят соборные молитвы и просят Господа об упокоении его души и даровании ему Царствия Небесного.

LBS7o2eWpIg

По окончании панихиды родные и близкие Владимира Черникова, настоятель и певчие храма преподобной Евфросинии Московской отправились на Троекуровское кладбище для совершения заупокойной литии.Op7ALfBYhEc

Фонд ЕСПО скорбит в связи с кончиной соратника и соработника, православного христианина – единомышленника, каким был для Елизаветинцев Владимир Васильевич Черников. Возглавляя Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы, Владимир Васильевич поддерживал деятельность Фонда, принимал участие в мероприятиях, проводимых в разных регионах России, был соратником «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» на различных форумах. При его непосредственном участии была принята и начала работать программа Правительства Москвы «Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна. На службе Москве и Отечеству». Елизаветинское сообщество всегда ощущало поддержку надежного соработника, прекрасного человека и настоящего воина Христова – Владимира Васильевича Черникова.

395009

Царствие Небесное и Вечный покой Рабу Божиему Владимиру!..

По информации www.evfrosinia.ru

Фото пресс-службы храма преподобной Евфросинии Московской.

Глава Фонда ЕСПО Анна Громова удостоена Ордена святой Людмилы Чешской

IMG 8043-03-02-19-06-06

3 февраля в храме святителя Николая в Котельниках, Представительстве Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав наградил председателя Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анну Витальевну Громову Орденом святой Людмилы, княгини Чешской.

s3 title

Блаженнейший Владыка прибыл с визитом в Россию на знаменательное событие – 10-летие Поместного собора и интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви ­– Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Блаженнейший Митрополит Ростислав принял участие в соборном служении Божественной Литургии 1 февраля в Храме Христа Спасителя, в торжественном акте и праздничных мероприятиях.

detail20190131-VSN 7938-обр

detail20190131-VSN 7939-обр

На встрече со Святейшим Патриархом Блаженнейший Владыка Ростислав поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с 10-летием интронизации и поблагодарил Его Святейшество за отстаивание истинно евангельских основ церковной жизни - соборности, равенства и братской любви.

IMG 7914-03-02-19-06-05

3 февраля Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершил Божественную Литургию в храме святителя Николая в Котельниках в сослужении архиепископа Пражского и Чешских земель Михаила, викария Патриарха Московского и всея Руси епископа Бронницкого Парамона,  настоятеля храма и представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрита Серафима (Шемятовского), членов делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии и духовенства подворья.

IMG 7943-03-02-19-06-05

Представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии расположено в одном из старейших районов столицы – в тихом и уютном месте, на берегу Москвы-реки в храме святителя Николая в Котельниках. История храма тесно связана с родом купцов Строгановых, до событий 1812 года здесь находилась их фамильная усыпальница. Сохранившийся до наших дней храм был возведен на средства князя Сергея Михайловича Голицына в 1822-1824 годах по проекту архитектора Осипа Бове в духе позднего ампира. В 1991 году храм становится Патриаршим подворьем, а в 1998-м после реставрации в нем открывается Представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В храме святителя Николая покоятся частицы святых мощей великих покровителей Чешских земель: святой мученицы княгини Людмилы и святого князя Вячеслава Чешских, которые почитались на Руси с давних времён.

IMG 7857-03-02-19-06-05

По окончании Божественной Литургии настоятель Патриаршего подворья,   Представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии архимандрит Серафим (Шемятовский) от лица прихожан подворья преподнес в подарок Блаженнейшему архипастырю митру и попросил его молитвенного предстательства.

IMG 7980-03-02-19-06-05

Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав обратился к молящимся с приветствием и призвал православных христиан в эти дни быть как можно более сплоченными. Блаженнейший Владыка высказал слова поддержки Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и Всея Украины Онуфрию, как единственному Владыке и исповеднику, возглавляющему Православную Церковь на Украине. «Божественная Литургия – это всегда радость. Хотя мы, люди, исполнены разных страстей, приходя в храм, ищем очищения и просветления, мы ищем святость. Мне хотелось бы пожелать очищения и просветления всему православному христианству, пусть Господь вас оберегает и сопровождает, а святитель Николай, который пребывает в этом храме, будет вам помощником», - добавил Блаженнейший Владыка.

IMG 7929-03-02-19-06-05

В этот день в храме святителя Николая вместе с прихожанами в соборной молитве пребывали и почетные гости – Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в России Петер Припутен, председатель Наблюдательного Совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова, писатель, историк, культуролог, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Константин Петрович Ковалёв-Случевский, представители Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».

IMG 7987-03-02-19-06-05

В торжественной обстановке Блаженнейший Владыка Ростислав вручил Анне Витальевне Громовой Орден святой Людмилы, княгини Чешской, за многолетний труд в области просвещения, возрождения традиций милосердия и благотворительности, а также за постоянное участие в образовательных и церковных проектах в Чехии и Словакии.

IMG 7995-03-02-19-06-05

IMG-20170522-WA0021

IMG 8005-03-02-19-06-051

Анна Витальевна, удостоившись высшей награды Православной церкви Чешских земель и Словакии, сердечно поблагодарила Владыку за столь высокую оценку деятельности Фонда ЕСПО, и отметила, что святая Людмила Чешская почитается по всей России: «Совсем недавно мы праздновали 1130-летие со дня праведной кончины святого равноапостольного Мефодия и видели, какую радость, какой отклик в сердцах русских православных людей вызвала эта дата, этот праздник. Конечно, в этот день вспоминали и святую Людмилу Чешскую, которая приняла Крещение от святого равноапостольного Мефодия в 885 году, принесла православие в Чешские земли. Именно она воспитала выдающегося политического деятеля, удивительного миротворца, смиреннейшего правителя, каким был святой Вячеслав Чешский. Святой Вацлав – один из главных почитаемых святых на Чешской земле. Мы знаем, что святая Людмила умерла мученической смертью, достойно воспитав своего внука святого благоверного князя Вячеслава Чешского. Ведь нам всем хорошо известно, что на крови мучеников стоит Церковь Христова. И десятки тысяч Людмил по всей России молятся святой Людмиле Чешской наравне со святым преподобным Сергием Радонежским. О чем же они просят? Они просят о том, чтобы наша молодежь, наши дети, наши внуки возрастали в вере православной, чтобы они в ней укреплялись, чтобы они хранили, как и святая Людмила Чешская, традиции своей родной славянской земли. И все Людмилы присоединяют свои молитвы к общему церковному прошению о мире, единстве церквей, благоденствии и спасении!»

FullSizeRender-03-02-19-06-03

Анна Витальевна передала Блаженнейшему Владыке набор для елеопомазания, подобный тем, что пополнили ризницы многих православных храмов, исторически связанных с членами Императорского Дома Романовых, а также обратилась со словами благодарности к архиепископу Пражскому и Чешских земель Михаилу и архимандриту Серафиму (Шемятовскому), вручив им подарки, изготовленные мастерами из уральского города Златоуста.

IMG 8043-03-02-19-06-06-1

Глава Фонда ЕСПО Анна Громова вручила Чрезвычайному и Полномочному Послу Словацкой Республики в России Петеру Припутену научно-популярные издания из серии «Библиотека Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» о жизни и деятельности представителей Российского Императорского Дома.

IMG 8002-03-02-19-06-05-02

Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в России Петер Припутен был награжден Блаженнейшим Владыкой Ростиславом орденом святого князя Ростислава IIcтепени за заслуги перед Православной Церковью Чешских Земель и Словакии в области развития церковно-государственных отношений.

IMG 8002-03-02-19-06-05

IMG 8031-03-02-19-06-06

За работу для Церкви Христовой Блаженнейший Владыка Ростислав вручил медаль святых Кирилла и Мефодия писателю, историку, культурологу, члену Общественного совета при Министерстве культуры РФ Константину Петровичу Ковалёву-Случевскому.

IMG 8060-03-02-19-06-06

Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, Фонда ЕСПО.

Приглашаем на лекцию-концерт Императорского Русского Музыкального Общества

logo

Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" приглашает на лекцию-концерт Императорского Русского Музыкального Общества "ИМПЕРАТОРСКИЙ ДОМ РОМАНОВЫХ: БЛАГОТВОРИТЕЛИ И ПОПЕЧИТЕЛИ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА". Мероприятие состоится 10 февраля в рамках выставки "Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых" и к 160-летию Императорского Русского Музыкального Общества. В программе увлекательные рассказы доктора искусствоведения, профессора Натальи Ильиничны Ефимовой и кандидата искусствоведения Елены Юрьевны Шарма на тему  «Великая Княгиня Елена Павловна – инициатор, попечитель и покровитель Русского Музыкального Общества». Также состоится  выступление лауреатов международных конкурсов Дмитрия Асташева, Юлии Политанской, Клаудии Кркотич (вокал), Заслуженной артистки России Людмилы Кузнецовой, Натальи Кондрацкой, Николая Пономарева (фортепиано), камерного ансамбля Императорского Русского Музыкального Общества под руководством Елены Шарма.

Elena Pavlovna by Winterhalter 1862 Hermitage

Начало в 15.00. Вход на концерт по билетам в ГМЗ "Царицыно".

Приглашаем на лекцию Юлии Уваровой "Рождество и Новый год при дворе Российских Государей в XVI - XIX вв."

nutkraker

Продолжает свою работу тематический лекторий в рамках выставки  "Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых" в Государственном музее-заповеднике "Царицыно". 17 февраля в 15.00 состоится лекция "Рождество и Новый год при дворе Российских Государей в XVI - XIX вв."  историка и исследователя, автора книг о праздновании Рождества и Нового года при дворе русских царей - Юлии Николаевны Уваровой.

5

На лекции Вы узнаете о традициях празднования Рождества и Нового года при дворе Российских Государей, о праздновании Рождества в городской среде, о том, как обычай наряжать ёлку из аристократического превратился в общепринятый в России, о традициях организации благотворительных ёлок и Рождественских базаров.

d415be08498f9a88f81c8cf746bh

Какими были первые елочные игрушки? Что дарили на Рождество российские монархи своим детям? Когда в России появился Дед Мороз? Кто из представителей знати устраивал благотворительные детские праздники на Рождество, и что означало выражение «повалить елку»? Ответы на эти вопросы Вы узнаете на лекции Юлии Уваровой.

Для посещения мероприятия необходима регистрация https://tsaritsyno.timepad.ru/event/896718/

III Международная научная конференция «Проблемы сохранения церковного искусства»

IMG 7749-01-02-19-12-12

30 января в Российском Государственном Гуманитарном Университете в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» состоялась III Международная научная конференция на тему «Проблемы сохранения церковного искусства». Организаторами выступили Патриарший совет по культуре, Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, РГГУ и Московская духовная академия. Участие в работе конференции приняли представители духовных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой церковных реставраторов, искусствоведов и иконописцев, священнослужители, в епархиях которых находятся памятники древнего церковного искусства. В ходе конференцииобсуждались вопросы, связанные с сохранением культурного наследия Русской Православной Церкви и состоянием современного церковного искусства.

IMG 7750-01-02-19-12-12

Особый интерес Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» вызвал доклад о возникновении и развитии факультета церковных искусств в Санкт-Петербургской духовной академии, с которым выступила проректор по культуре, декан факультета церковных искусств и заведующая регентским отделением Санкт-Петербургской духовной академии Елена Михайловна Гундяева.

2KOR 0427

О работе монастырской художественно-реставрационной мастерской на Святой Земле участникам конференции рассказала монахиня Магдалина (Проферансова), член Союза художников РФ, заведующая реставрационной мастерской монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. С этой православной обителью Фонд ЕСПО связывает давняя и крепкая дружба. По благословению архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндт), при поддержке игуменьи Елисаветы (Шмельц) и участии монахини Магдалины (Проферансовой) монастырем святой равноапостольной Марии Магдалины были пополнены экспозиции выставок «Москва-Святая Земля Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны», «Гессенские Принцессы в Российской истории» (г. Франкфурт-на-Майне).

На выставках экспонировались вещи из ризницы храма святой равноапостольной Марии Магдалины, которые были переданы в дар святой обители Великим Князем Сергием Александровичем и Великой Княгиней Елизаветой Федоровной на освящении храма в 1888 году.

tema139 5Обладая глубочайшими знаниями церковной истории и богослужения, Великий Князь Сергий Александрович сам принимал решение, что из церковной утвари необходимо было привезти в Гефсиманию на освящение храма, возведенного в честь его матери Императрицы Марии Александровны. С января 1921 года в храмовой усыпальнице покоятся мощи святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Монастырь св. Марии Магдалины Иерусалим 7

По благословению Владыки Марка стараниями Фонда ЕСПО в сотрудничестве с Гефсиманской обителью святой равноапостольной Марии Магдалины и её настоятельницей игуменьей Елисаветой (Шмельц)  акварельные работы насельниц монастыря не раз экспонировались. В июле 2018 года несколько картин с изображением раки с мощами святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и изображением храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефисамнии были переданы в дар Музею Напольная школа в городе Алапаевске.

20180714 122937

20180715 160302

Представители Фонда ЕСПО приняли участие в XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях

8p2kAZQdHfI

По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с 27 по 31 января в Москве проходят XXVII Международные Рождественские образовательные чтения «Молодежь: свобода и ответственность» – церковно-общественный форум в сфере культуры, образования, духовно-нравственного просвещения и социального служения, организованный Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В этом году в мероприятиях Чтений приняли участие более 5 тысяч человек - представители муниципалитетов и общественных организаций, работники учреждений культуры и образования, специалисты по молодежной политике, межнациональным (межэтнических) отношениям, профилактике экстремизма, руководители образовательных организаций, а также представители Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». В рамках XXVII Международных Рождественских чтений состоялись конференции, круглые столы, мастер-классы по различным секциям.

IMG 0850

В день открытия Международных Рождественских образовательных чтений в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась Божественная Литургия под предстоятельством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к верующим со словами о важности образования, подчеркнув, что в первую очередь речь идет об образовании ума и души человека. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что педагогический опыт и наработанные методики дают большую возможность для проповеди Слова Божия.

detail20190127-VSN 4770-обр

«Еще раз поздравляю всех с праздником! Пусть благословение Божие пребывает над всеми, кто будет в предстоящие дни трудиться в рамках наших Рождественских образовательных чтений. Это замечательная возможность для каждого из нас послушать друг друга, проанализировать свой собственный опыт, сделать правильные выводы для того, чтобы наша общая соборная работа в области религиозного образования была успешной. Помогай вам во всем этом Господь! С праздником!» — сказал в завершение Святейший Владыка.

detail20190127-VAR 2855-обр

В этом году в программу Международных Рождественских образовательных чтений в рамках социального направления «Личность, общество и Церковь в социальном служении» впервые была включена секция «Гуманитарная деятельность Международного Комитета Красного Креста». Участие в её работе приняла куратор международных проектов Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Маргарита Петровна Стегний. Организатором выступила региональная делегация Международного Комитета Красного Креста в Российской Федерации, Беларуси и Молдове. Работу социального направления XXVIIМеждународных Рождественских образовательных чтений возглавил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

resize E2LmFg9S10DweXAWyiBTPl8h4Kvqdntx 980x590

Мероприятие прошло 29 января в конференц-зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Программа секции включала обзор деятельности Международного Комитета Красного Креста в мире, презентацию Отдела по внешним церковным связям Синодального отдела церковной благотворительности и социального служения, Синодального отдела по сотрудничеству с вооруженными силами и правоохранительными органами и другие доклады. После состоялась дискуссия. Участники секции также смогли посетить выставку «Мать и дитя. Из фотоархива Международного Комитета Красного Креста».

Фото: пресс-служба Патриарха Московского и Всея Руси