Александр III
Император Александр III Александрович родился в 1845 году. В 1865 году он стал Наследником Престола, так как умер его старший брат Цесаревич Николай Александрович. Александру Александровичу пришлось проходить учебную программу, предназначенную для будущего монарха. Одним из преподавателей нового Наследника стал правовед и государственный деятель К.П. Победоносцев, будущий Обер-прокурор Синода, идеолог царствования Александра III. Учебная программа Царских детей не претерпела кардинальных изменений со времен Императора Николая I. Помимо большого курса естественных, военных и гуманитарных наук было предусмотрено трудовое воспитание - садоводство, огородничество, токарное и столярное дело. Режим дня был прописан так, чтобы дети не проводили время в праздности. Подъем в 6 утра, весь день уроки, занятия, прогулки, отход ко сну в 9 вечера. Воскресенье было единственным выходным днем. Все воспитание проходило в духе православной традиции.
В 1866 году Александр Александрович женился на невесте своего покойного брата, принцессе Дагмар Датской. Обаятельная и умная принцесса с принятием православия стала именоваться Марией Фёдоровной. Этот семейный союз был на редкость счастливым, в нем родилось шестеро детей. Вступление Императора Александра III на трон произошло в связи с убийством его отца Александра II. Высшее общество, весь правящий класс и сам молодой Император находились в страхе за судьбу династии и государства. Александр III подписал составленный К.П. Победоносцевым «Манифест о незыблемости самодержавия», который возвестил об отходе от прежнего либерального курса. Коронация Императора и его супруги прошла в Успенском соборе Московского Кремля 27 мая 1883 года. Тринадцатилетнее правление Импе ратора Александра III отмечено крупными успехами и достижениями в развитии науки, культуры и экономики страны, финансовой стабилизацией и бурным ростом промышленности. Александр III придерживался консервативных взглядов и укреплял мощь и значение российского государства. Государя прозвали Царем - Миротворцем – за 13 лет его правления Россия не вела ни одной войны. Внешняя политика России стала открытой, миролюбивой и отвечала национальным интересам страны. Именно тогда сложился союз России с Францией и был сделан уход от традиционного союза с Германией и Австро-Венгрией.
В 1891 году Россия начала строительство Великой Сибирской магистрали – железнодорожной линии от Челябинска до Владивостока протяженностью почти 7 000 километров. Это открывало возможности для ускорения экономического развития Сибири и Дальнего Востока. В царствование Александра III усиленно строился российский флот, который вскоре занял третье место в мире после Англии и Франции. Правительство под руководством Императора старалось устранить все проблемы, связанные с реформами предыдущего царствования, и преодолевало последствия революционных брожений. Начальное народное образование было отдано под руководство Синода и духовенства, что способствовало росту гра мотности среди крестьянского населения страны.
Александр III всемерно поддерживал развитие среднего профессионального образования в России и вкладывал не только государственные, но и личные средства в создание ремесленных училищ различного профиля. Царствование Александра III характеризовалось и подъёмом благотворительной деятельности в России. Представители различных социальных слоев: предприниматели, купечество, чиновничество и интеллигенция, были вовлечены в благотворительное движение. Значительную роль в делах благотворения играл Императрица Мария Фёдоровна (1847-1928), которая возглавляла Ведомство учреждений Императрицы Марии и Российское общество Красного Креста. Она учредила Мариинские училища для девушек, не имевших возможности учиться в гимназиях. Семья Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны была образцовым примером любви, дружбы и взаимного уважения. Несмотря на то, что их дети делились на старших – Николай, Георгий и Ксения – и младших – Михаил и Ольга, отношения между ними были самыми сердечными. Александр III требовал, чтобы его дети росли в простоте, неизбалованными, физически развитыми. Самое главное, они должны были осознавать свой долг и обязанности перед Отечеством, и на высоте Царского трона оставаться людьми. Большое внимание уделялось взращиванию в детях искренней и глубокой веры в Бога. Александр III воспитывал в своих детях уважение к русской истории, литературе и искусству, интерес к народным обычаям. Он сам был увлеченным коллекционером русского искусства – его собрание картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства и скульптур было передано в учреждённый его сыном Императором Николаем II Русский музей. Александр III скончался 1 ноября 1894 года после продолжительной болезни в Ливадии, в Крыму.