Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- Музей школы и детства

Музей школы и детства

Увлечение историей и археологией

Все дети Императора Александра II дети хорошо знали и любили русскую историю, изучали русскую старину – особенно, Император Александр III и Великий Князь Сергей Александрович.

В 1878 году Великий Князь Сергей Александрович, во время образовательного путешествия во Псков, Великий Новгород и по Северу России, под руководством графа А.С. Уварова, одного из основателей Московского археологического общества и Исторического музея в Москве, посещал местные древние храмы, старинные монастыри и их древлехранилища. Узнав, что Новгородский музей бедствует, Великий Князь совместно с братом Павлом учредил ежегодную субсидию из личных средств для воссоздания новгородского Музея древностей. Под Изборском, затем в селе Выбуты и в Старой Ладоге Великий Князь целыми днями раскапывал курганы даже в плохую погоду. Сергей Александрович очень любил археологические раскопки, начав заниматься ими в детстве, во время пребывания в Крыму.

Увлечение Императора Александра III и Великого Князя Сергея Александровича историей и археологией послужило во благо Отечества. Оба брата принимали участие в устройстве Исторического музея в Москве, пополняли его коллекции – Великий Князь был Председателем музея. Сергей Александрович передал в дар Историческому музею все находки с организованных им раскопок девяти курганов в деревне Калчуги, в Московской губернии.

Александр III поддерживал российскую историческую науку, учредил во всех губерниях археографические комиссии для создания губернских архивов и сохранения исторических памятников, при его поддержке начал работу Российский Археологический институт в Константинополе. Великий Князь Сергей Александрович стоял у истоков создания Музея изящных искусств имени Императора Александра III, поддерживал проведение археологических экспедиций в России и в Святой Земле.

Военно-патриотическое воспитание при Императоре Николае II

Император Николай II считал немаловажным физическое развитие молодежи и военно-патриотическое воспитание. В своем рескрипте от 10 июня 1902 года он сообщает министру просвещения: «…Прежде всего подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием юношества соединялось воспитание его в духе веры, преданности престолу и отечеству и уважения к семье, а также заботы о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине».

Рубеж XIX и XX веков был временем активного развития спортивного движения во всем мире. В российских народных школах было введено обучение военному строю и гимнастике. Спортивно-гимнастическое общество «Сокол» разработало систему гимнастики и преподавало её в мужских гимназиях Петербурга.

По инициативе Императора в 1908 году система массового спортивного и военно-патриотического воспитания получила название «Потешные».  Николай II стал Августейшим Шефом движения.

Название «потешные» уходит в глубь веков. В XVII веке в Московском Кремле и селе Преображенском существовала «потешная площадка», где будущий Император Петр I играл, в том числе «в войну», со своими сверстниками. Для тренировок была построена крепость и условные армии, её бравшие, получили название «Потешные войска».  Из военных занятий молодого Царя выросли будущие гвардейские полки русской армии. «Потешные» в начале XX века – это мальчики 10-16 лет всех сословий, занимавшиеся военным строем, хоровым пением военных песен, военной гимнастикой, изучали ружейные приемы и другие специальные военные дисциплины. В 1911 и 1912 годах в Санкт-Петербурге прошли большие смотры-парады «потешных», на которых присутствовала Царская Семья. В Звенигородском уезде Московской губернии лучшие результаты в гимнастике и обучении военному строю были у мальчиков церковно-приходских школ сел Ильинское и Усово.

Командование «потешными полками» принадлежало военному и морскому ведомствам. Отряды иногда были специализированными согласно профилю шефов: сапёры, моряки, военные музыканты, пожарные. Юные пожарные не принимали непосредственного участия в тушении пожаров, они иногда стояли в оцеплении, подносили воду и охраняли имущество погорельцев.

В это же время в России появляются скауты. Движение скаутов было создано для довоенной подготовки молодёжи, помощи ближнему, а также воспитания ответственности и патриотизма. Основатель скаутского движения британский генерал Баден-Пауэлл посещал Россию, встречался с Николаем II и получил от него одобрение своей деятельности. В 1912-1914 годах отряды скаутов появились во многих городах Российской̆ империи (Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве и других), главным образом при учебных заведениях. В Москве возникло «Общество Содействия организации «юных разведчиков», принятое под покровительство Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и руководство ее секретаря В.В. фон Мекк. Основной целью Общества было привлечение детей к добрым делам. Каждый воспитанник должен был носить на левой руке повязку красного цвета с вензелевым изображением Императора и с надписью «Будь готов!».

Патриотические военно-спортивные организации, созданные за короткий срок по всей России, прекратили свое существование после 1917 года, но опыт их деятельности был использован в советское время при создании массовых детских движений, таких как «Зарница» и «Орлёнок».

Детские трудовые артели

Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна с целью борьбы с безработицей учредила в Москве Бюро для приискания занятий и детские трудовые артели, необходимость которых требовали реалии жизни. Бюро для приискания занятий безвозмездно оказывало содействие безработным обоего пола всех сословий и профессий в возрасте от 10 до 50 лет. Предпочтение отдавалось сиротам и семейным. Бюро открылось в Кавалерском корпусе в Кремле и сразу же спрос начал опережать предложение.

В Бюро стали обращаться дети и подростки из бедных семей, где зачастую родители были безработными, а также сироты, бездомные и уличные хулиганы. По закону дети до 15-летнего возраста не принимались ни на фабрики, ни в ремесленные заведения. Городскую школу дети бедняков оканчивали к 12-13 годам, но многие бросали обучение раньше и до 15 лет были предоставлены самим себе. Великая Княгиня и её сподвижники нашли выход из сложившейся ситуации - устроили детские трудовые артели, в которых дети, покинув школу, могли найти временную работу и временный приют в ожидании 15-летия и постоянного места работы. Были созданы артели рассыльных, сапожников, полотеров, столяров-ящечников. Открылся ночной приют для бездомных мальчиков и аналогичный трудовой приют для девочек, в котором они обучались всему, что входит в обязанности прислуги. Дом артели рассыльных был прекрасно благоустроен, со всеми удобствами, со столовой, спальнями для детей разных возрастов, подсобными хозяйственными помещениями. Рассыльные вставали в 7 часов утра, к 9 часам получали в руки наряд на работу, квитанционную книжку и талон на обед стоимостью в 9 копеек. Домой юный работник возвращался в восьмом часу вечера, сдавал воспитателю дневной заработок и корешки квитанций. После ужина велись учебные занятия: русский язык, арифметика, пение, музыка, уроки игры на балалайке, Закон Божий.

К 1910 году Елизавета Фёдоровна содержала на свои собственные средства более сотни подростков. 

Профессиональное образование под покровительством Императрицы Александры Фёдоровны

Школа народного искусства  

Императрица Александра Фёдоровна (1872-1918), супруга Императора Николая II, также способствовала развитию учреждений профессионального образования. В 1896 году она стала покровительницей Императорского Женского Патриотического Общества. В ведении Общества, заботившегося о развитии женского профессионального образования, находились 15 школ, в том числе одна 1 рукодельная школа с магазином, 7 ремесленных отделений и классов. Во всех заведениях обучались 2300 девочек всех сословий и вероисповеданий. Среди школ Патриотического Общества было любимое «детище» Александры Фёдоровны - Школа народного искусства, открытая в 1911 году.

Деятельность Школы была направлена на возрождение и развитие традиционного народного искусства, различных ремесел. Учебное заведение состояло из отделов: Школы народного искусства, Музея образцов древнерусского народного искусства, мастерской образцов для выработки, рассылки и продажи образцов в кустарные местности России, магазин с продажей готовых изделий. Мастерских, где воспитанницы проходили обучение ремеслам, было три - вышивальная, коврово-ткацкая, красильня. Классов, посещали ученицы, пять - рисовальный, акварельный, класс составления рисунков, класс технического рисования, иконописная мастерская (занятия по иконописи проходили в Русском Музее). В Школе работали преподаватели с академическим образованием. Помимо преподавания народного искусства в Школе читались курсы лекций по счетоводству, грамматике и арифметике, гигиене, естествознанию, истории. На уроках хорового пения разучивали церковные песнопения и народные песни.

В учебное заведение принимались девушки 15-16 лет после окончания школ Патриотического Общества, или двухклассной сельской школы. Всего обучающихся было до 80-90 учениц (в основном, крестьянского происхождения). Полный курс обучения составлял 3 года. Выпускницы Школы должны были наладить кустарное производство на местах. Школа народного искусства была единственным в своем роде учебным заведением – новым для российской системы образования того времени. Система обучения в Школе способствовала приобретению и профессиональных навыков, и активному развитию творческой личности учениц-мастериц, что помогало бережной передаче традиций народной культуры по наследству будущим поколениям.

Императрица Александра Фёдоровна собиралась учредить сеть подобных Школ по всей России, но этому помешала Первая мировая война.

Минералогические коллекции

Минералогические коллекции передавались по наследству в Царской Семье. В учебном процессе подобные собрания играли большую роль при изучении географии и геологии Российской Империи.

Минералогия со второй половины XVIII века стала весьма популярной наукой. Всеобщий интерес к минералогии в XVIII-XIX веках привёл к появлению многочисленных личных минералогических собраний во многих правящих европейских Домах, в том числе, и в Императорском Доме Романовых. Коллекции минералов часто становились предметами международной дипломатии. Великая Княжна Анна Павловна, младшая дочь Императора Павла I, в 1816 году вышла замуж за голландского принца Виллема и в приданое увезла собой в Голландию две большие минералогические коллекции (два кабинета) с почти 1000 образцов минералов - от золотых самородков до слюды и асбеста. Практически все минералогические коллекции были составлены в музее Горного института в Санкт-Петербурге.

В 1882 году, в царствование Императора Александра III, в России появился Геологический комитет – первое в стране государственное геологическое учреждение, из которого затем вышло огромное число российских геологов. Тогда же началось систематические составление геологических карт Российской Империи.

Мопсополь

Одним из любимых развлечений сыновей Императора Александра II была выдуманная ими игра в мопсов, жителей придуманного города Мопсополь. Дети собирали фарфоровые статуэтки мопсов, рисовали их в альбомах. Они называли эту игру «секретным царством» мопсов. Первыми в неё начали играть Цесаревич Николай Александрович и Великий Князь Александр Александрович (Император Александр III), а затем игру поддержали и младшие братья. Многие из мопсов очень походили на политиков 1850-1870-х годов – игра была своего рода учебной, помогая изучать международную политику и государственных деятелей разных стран той эпохи. Александр III сохранил один из альбомов с рисунками мопсов на память о своем детстве и затем показывал его своей младшей дочери Ольге Александровне.

Образовательные путешествия Царских детей

Помимо поездок по России и Европе вместе с родителями Царские дети совершали длительные путешествия по завершении своего образования. Традицию образовательных путешествий для Великих Князей заложила Императрица Мария Фёдоровна (1759-1828) при воспитании своих младших сыновей, будущего Императора Николая I и Великого Князя Михаила Павловича в первые десятилетия XIX века.

Совершая образовательные путешествия, Царские сыновья готовились к будущей государственной деятельности на благо Отечества. Подобные поездки производили на Великих Князей глубокое впечатление, способствуя их всестороннему развитию, расширению кругозора, пониманию того, как устроена обычная жизнь вне парадных Императорских резиденций, и сближая таким образом Царских детей со своим народом.

Путешествия часто длились несколько месяцев. Наследник Престола Александр Николаевич (будущий Император Александр II) в 1837 году 8 месяцев путешествовал по России, посетил 30 губерний, побывав даже в Сибири. Эту поездку называли «венчанием с Россией». Старшие сыновья Александра II, Цесаревич Николай Александрович, а затем Цесаревич Александр Александрович, в 1860-е годы совершали путешествия вверх и вниз по Волге и Дону, посещая почти все города на своем пути и завершая поездки в Крыму. Средние сыновья Александра II, Великие Князья Владимир и Алексей, также были отправлены в долгую поездку по разным областям Российской Империи. Младшие сыновья, Великие Князья Сергей и Павел, в 1878 году посетили Псков, Великий Новгород и Север России (Петрозаводск, остров Валаам). Позднее они предприняли ещё ряд путешествий.

По завершении путешествия Царских сыновей всегда издавалось подробное описание всей поездки.

Самое известное образовательное путешествие совершил будущий Император Николай II в 1890-1891 годах. После кругосветного плавания, Николай Александрович проехал через всю Россию от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга.

Сергей Александрович Рачинский (1833-1902)

Российский учёный, педагог, математик и биолог, профессор Московского университета С.А. Рачинский в 1880-х годах стал главным в России идеологом развития церковно-приходских школ. Свои идеи, оформленные в «Заметках о сельских школах», он публиковал в прессе - «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях», а затем выпустил сборник статей «Сельская школа». Труды Рачинского способствовали развитию национальной педагогики.  В основе его педагогической концепции были семейное воспитание, традиции русской народной жизни и православные устои. Главная отличительная особенность сельской школы, по убеждению Рачинского, состояла в том, что она являлась учреждением воспитательным. В своём имении в Смоленской губернии Рачинский обустроил 5 народных школ и отдавал на них все свои силы и средства. Всего он основал 18 школ

Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, подготавливая Указ 1884 года о церковно-приходских школах, высоко оценил труды Рачинского и доложил о них Императору Александру III.

В 1899 году Император Николай II выпустил рескрипт на имя С.А. Рачинского. Там были такие слова: «…Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений».

Министерство народного просвещения по монаршему указанию до самой кончины педагога неоднократно советовалось с ним по вопросам начального образования.

Система образования в Российской Империи. 1855-1917

Система образования в Российской Империи до 1917 года имела сложную структуру. Учебные заведения относились не только к министерству народного просвещения, но и к другим ведомствам - министерствам Императорского Двора, торговли и промышленности, внутренних дел, путей сообщения, юстиции, финансов, землеустройства и земледелия, военному ведомству, Святейшему Синоду. Формально существовали учебные заведения четырех уровней:

1.  Начальные (школы грамоты, начальные школы со сроком обучения от 2 до 5 лет);

2. Общеобразовательные и специальные «высшие начальные» учебные заведения, (срок обучения 6-8 лет);

3.  Средние учебные заведения - классические гимназии, реальные гимназии и училища, женские гимназии, духовные семинарии, кадетские корпуса (срок обучения 7-8 лет после окончания полного курса начальной школы). Выпускники имели право поступать в высшие учебные заведения;

4.  Высшие учебные заведения - университеты, лицеи, духовные академии, специальные высшие училища и институты (срок обучения от 3-5 лет).

На протяжении почти всего XIX столетии в России, как и в других странах Европы, не было единой «непрерывной» системы образования, позволявшей любому ученику, независимо от происхождения, пройти курс от начального до высшего образования, меняя типы учебных заведений. «Непрерывная» система образования, когда, например, учащийся, закончивший полный курс начального обучения в любом учебном заведении мог поступить в любую среднюю или посленачальную школу в Российской Империи, стала складываться в 1906-1917 годах. Окончательно единая система образования с возможностью переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе образовательных реформ 1915-1916 годов при министре народного просвещения графа П.Н. Игнатьеве с непосредственным участием Императора Николая II. Образовательные реформы находились под особым контролем Николая II, он лично редактировал все Указы и рескрипты, относящиеся к делу народного образования.

Типы начальных училищ в Российской Империи

К 1917 году в Российской Империи существовали несколько типов начальных училищ:

1.     Высшие начальные училища (6-8 лет обучения) - учреждённые в 1803 году уездные училища и учреждённые в 1872 году городские училища;

2.     Двухклассные начальные училища (4-5 лет обучения) - училища Министерства народного просвещения, церковно-приходские училища, двухклассные училища по Уставу 1828 года, начальные городские училища;

3.     Одноклассные начальные училища (2-4 года обучения) - сельские училища по Положению 1874 года («земская школа»), училища Министерства народного просвещения, церковно-приходские училища, училища по Уставу 1828 года.

4.     Училища с курсом обучения ниже одноклассных - церковно-приходские и земские школы грамоты, низшие конфессиональные школы неправославных исповеданий, частные училища III разряда, воскресные школы для взрослых.

Все училища, кроме церковно-приходских школ и школ, содержавшихся прочими министерствами и ведомствами, объединялись под общим наименованием начальных народных училищ ведомства министерства народного просвещения.

Игрушки Царских детей

У Царских детей, как и у любых других, были свои игрушки. В Императорской Семье не было принято выбрасывать ветхие личные игрушки детей. Они бережно хранились в дворцовых кладовках, переходя из поколения в поколение. Игрушки-«реликвии», как например одна из известнейших – золотая погремушка, украшенная драгоценными камнями, ныне хранящаяся в Алмазном фонде Московского Кремля, была подарена Императрицей Екатерины II своему внуку, будущему Императору Александру I. Погремушка передавалась Наследникам Престола вплоть до Цесаревича Николая Александровича (1843-1865). У Цесаревича Алексея Николаевича (1904-1918) была игрушечная лошадка, которую в 1750-х годах Екатерина II подарила своему сыну, будущему Императору Павлу I. 

Основными игрушками мальчиков оставались игрушки военной тематики. Им дарили уменьшенные копии огнестрельного оружия, миниатюрные пушки, детские барабаны, оловянных солдатиков, военные корабли. Игрушечные деревянные лошадки становились ещё и частью образовательного процесса, помогая понять основы верховой езды. Военные «игры» были популярны и в семье Императора Александра II, причем с практическим применением. Летом 1849 года в Ревеле (Таллинне), сыновья Императора при помощи сапёров в саду дворца Екатериненталь построили настоящее земляное укрепление, названное фортом «Дебречин».

В дворцовых игровых комнатах своевременно появлялись и «технические новинки». В 1861 году 16-летний Великий Князь Александр Александрович запускал «маленькую модель паровой машины». В Ницце в 1863 году для младших сыновей Александра II Великих Князей Сергея и Павла, в саду виллы Пельон, построили целый «игровой мир»: домик, железная дорога, домики для фарфоровых мопсов.

При каждой Императорской резиденции были специальные территории для детских игр и забав, включавших в себя элементы обучения и трудового воспитания. Для физического развития детей сооружались «крепости» и площадки для спортивных игр. Император Николай I построил для своих детей «Детский Остров» и «Фермочку» в Царском Селе, детскую крепость и «Фермочку» в Петергофе. Император Александр II для своих детей указал возвести в Петергофе, в парке «Александрия», небольшую пожарную каланчу. Все дети устраивали собственный небольшой огород и сад для выращивания овощей и цветов.

Энтомологические коллекции

Коллекции бабочек были в семьях всех российских Императоров. Интерес к энтомологии проявляли многие представители Императорского Дома Романовых. Изучение флоры и фауны обширной Российской Империи было одним из увлекательных моментов в учебной программе Царских детей.

Подрастая, Великие Князья не теряли интерес к естественным наукам, особенно к ботанике. Император Александр III, как Августейший покровитель Императорского Русского Географического Общества, содействовал научной экспедиции известного учёного и путешественника П.П. Семёнова-Тян-Шанского в 1888 году. Семёнов-Тян-Шанский совершил поездку по Закаспийской области и Туркестану, собрав обширные энтомологические коллекции. Экспедиционная и просветительская деятельность Географического Общества с момента его снования Императором Николаем I в 1845 году сыграла большую роль в исследовании и освоении Европейской части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа, полярных стран, Мирового океана, в развитии мореплавания, открытии и изучении новых земель, в становлении метеорологии и климатологии.