Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- Музей школы и детства

Музей школы и детства

Воспитательные и образовательные учреждения под покровительством Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны

Елисаветинская гимназия

В 1894 году Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна взяла под покровительство московскую Елисаветинскую женскую гимназию при Доме воспитания сирот убитых воинов Русско-турецкой войны, основанные в 1878 году при поддержке Императрицы Марии Александровны. Оба учреждения ставили своей целью заботу о детях погибших офицеров. За 25 лет деятельности (1877 - 1902) благотворительное учреждение, начавшее с приёма 10 сирот, стало сложным и большим комплексом благотворительно-просветительских учреждений. В него входили Дом воспитания на 70 человек, гимназия почти на 400 учениц, собственный храм, Попечительство о недостаточных ученицах и дача для летнего отдыха воспитанниц. Попечительный совет и персонал гимназии под попечением Елизаветы Фёдоровны постоянно улучшали программы учебных предметов, приглашая известных преподавателей, приобретая лучшие учебные пособия. Из стен гимназии выходили профессионально подготовленные учительницы и наставницы.

Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище

Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна немало способствовала художественному образованию в России. Под своё покровительство она приняла профессиональные учебные заведения, в которых велось преподавание живописи, прикладных ремесел, музыки и театрального искусства.

Императорское Строгановское художественно-промышленное училище, открытое в 1826 году, являлось одним из первых в России, высоко поднявшим уровень профессионального художественного образования. При училище были открыты Художественно-промышленный музей Императора Александра II, библиотека рукописей и рисунков русских древностей. В 1901 году Елизавета Фёдоровна выразила согласие взять под свое покровительство училище и общество вспомоществования нуждающимся учащимся при нём.

Строгановское училище со своей учебной программой, подготовкой кадров, уровнем выпускаемых мастеров более походило на художественно-промышленный институт. В нём был подготовительный класс, восемь общеобразовательных и художественных классов. Елизавета Фёдоровна постоянно оказывала поддержку юным талантливым мастерам. Студент училища Н.Я. Тамонькин станет одним из создателей архитектурного ансамбля Марфо-Мариинской обители милосердия. Студенты Строгановского училища, по особому заказу Великой Княгини, выполняли различные детали для строившегося храма Святителя Николая в Бари, на русском подворье. В 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых студенты исполнили ценные вклады Императорской семьи в Ипатьевский монастырь в Костроме.      

До 1917 года Строгановское училище неуклонно расширяло свою деятельность – активно развивались его мастерские, в Московской губернии были открыты несколько филиалов (рисовальных школ) и высшая художественно-иконописная мастерская. Её открытие стало большим событием для художественного образования в России. При училище существовали педагогические курсы, готовившие уездных учителей.    

Училище продолжило свою работу после 1917 года. В наши дни оно называется Московской государственной художественно-промышленной академией имени С. Г. Строганова.

Медицинское образование и духовное воспитание сестер милосердия. Иверская и Елизаветинская общины сестер милосердия. Марфо-Мариинская обитель

Вклад Елизаветы Фёдоровны в дело медицинского образования сестер милосердия значителен и уникален, учитывая особенности обучения сестер в подопечных Великой Княгине общинах Российского Общества Красного Креста и основанной ею Марфо-Мариинской обители. Елизавета Фёдоровна продолжила и совершенствовала традиции образования женского медицинского персонала, заложенные еще Императрицей Марией Александровной.

В 1894 году Елизавета Фёдоровна вместе с супругом стали почетными попечителями московской общины сестер милосердия Российского Общества Красного Креста в честь Иверской иконы Божией Матери. Задача Иверской общины состояла в обеспечении сёстрами милосердия военных госпиталей Москвы и санитарных отрядов, а также в организации курсов по подготовке сестёр милосердия Красного Креста. Обучение сестёр длилось три года, выпускницы отличались высоким уровнем медицинского образования. Лучшие из них оставались в общине.

При участии Елизаветы Фёдоровны в общине был создан педагогический отдел со всем необходимыми наглядными пособиями. К слушанию медицинских курсов в общине допускались вольнослушательницы в возрасте от 20 до 40 лет. Содержание медицинского образования было таким же, как и в других общинах – именитые врачи преподавали основы физиологии, анатомии, хирургии, ухода за больными, фармакологию. В годы войн при Иверской общине открывались курсы ускоренной подготовки сестёр милосердия – за 6 недель изучалась теория и практика сестринского дела. Духовное становление сестёр проходило под наблюдением будущего священномученика, протоиерея Сергия Махаева, законоучителя общины. Он совершал с сестрами паломнические поездки и проводил духовные беседы, воспитывая их на примере святых.

Отряды из сестёр и врачей Иверской общины выхаживали раненых во время Греко-турецкой, Русско-японской и Балканской войн, Ихэтуаньского восстания в Китае и Первой мировой войны. Община высылала своих сестер во многие пораженные голодом и эпидемиями губернии России.

В 1896 году в Санкт-Петербурге, на одной из беднейших окраин, Елизаветой Фёдоровной была основана Елизаветинская община. Благодаря профессионализму и многопрофильности предоставляемой помощи Елизаветинская община быстро вышла на одно из первых мест в России среди других общин Красного Креста. Блестяще обученные сестры постоянно командировались по всей России в очаги эпидемий и стихийных бедствий.

Управление двумя общинами явилось решающим опытом для Елизаветы Фёдоровны, предшествовавшим созданию ею московской Марфо-Мариинской обители, открытой в 1909 году. Цель деятельности обители заключалась в том, чтобы помогать больным и бедным, оказывать помощь и утешение страждущим. Обитель не была ни монастырем, ни обычной общиной сестёр милосердия. В сёстры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Женщины могли поступить в обитель на определенный срок, после которого решали, оставаться в обители далее или выйти из нее. Для того, чтобы оказывать медицинскую помощь и духовно-нравственную поддержку, сёстры обители в обязательном порядке получали медицинское и религиозное образование.

В числе заведений при обители действовали трудовой приют для девочек с подготовкой их к работе горничными или нянями, и воскресная школа для взрослых женщин (фабричных работниц и прислуги).

Великая Княгиня планировала расширять деятельность обители вне её пределов, чтобы целенаправленно подготавливать женщин к служению на ниве милосердия и благотворительности, взращивать их духовно и профессионально.

Воспитание и образование в Царской Семье

В семье Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны, урождённой принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, родилось восемь детей. Это были 6 сыновей Николай, Александр, Владимир, Алексей, Сергей и Павел и 2 дочери Александра и Мария. Старшая дочь Александра умерла в семилетнем возрасте, а старший сын и Наследник престола Николай скончался от тяжелого заболевания в 21 год.

Дети Александра II воспитывались в соответствии с основными традициями и общими принципами, заложенными его отцом, Императором Николаем I.  Великие Князья и Великие Княжны с ранних лет росли с убеждением, что только своим образованием и службой Отечеству они могут оправдать свое высокое положение. Их воспитание было направлено на формирование таких качеств как честность, справедливость, сознание долга перед Родиной. С детства Царские дети впитывали в себя сострадание ко всем обездоленным и нуждающимся людям, учились помогать им.

Императрица Мария Александровна взяла на себя основное руководство воспитательным процессом своих детей. Царские дети должны были изучить основы многих наук, знать несколько европейских языков, хорошо разбираться в литературе и искусстве, в совершенстве понимать этикет. Великие Князья с детства изучали военное дело. Образование старшего сына, Наследника Престола, было более углубленным и разносторонним, так как ему предстояло взять в свои руки бразды управления огромной Империей.

Режим дня Царских детей был прописан так, чтобы они не проводили время в праздности. Подъём в 6 утра, в течение дня уроки, занятия и прогулки, вечером приготовление уроков и отход ко сну в 21.00. Воскресенье было единственным выходным днем. С пяти лет детям преподавали грамматику, арифметику, рисование, постепенно включая в программу русскую и всеобщую историю и литературу, географию, естественные науки – математику, геометрию, физику, астрономию. Несколько поколений Царских детей собирали минералогические коллекции и любили археологические изыскания. Великий Князь Сергей Александрович впервые участвовал в археологических раскопках в конце 1870-х годов под руководством графа А.С. Уварова и сохранил это увлечение на всю жизнь.

Благодаря Марии Александровне, её дети хорошо знали и любили русскую историю, прекрасно разбирались в искусстве и русской старине – особенно, Император Александр III и Великий Князь Сергей Александрович. Более того, все они чисто и правильно говорили по-русски, что отличало их предыдущих поколений Императорской Семьи. Французский был обязательным языком, а в конце XIX века ему на смену пришел английский. Преподавались также изящные искусства – танцы, музыка, рисование, верховая езда и фехтование. Дети с увлечением участвовали в домашних спектаклях наравне со взрослыми.  

В качестве закрепления полученных знаний Великие Князья по достижении совершеннолетия совершали образовательные путешествия по России. Это подготавливало их к будущей государственной деятельности на благо Отечества. Великие Князья посещали достопримечательности, благотворительные учреждения, заводы и фабрики, участвовали в представительских мероприятиях, совершали паломничества к святыням. Путешествия производили на Великих Князей неизгладимое впечатление, способствуя расширению их кругозора, пониманию своего народа и того, как устроена обычная жизнь вне Императорских резиденций.

Воспитатели и преподаватели Царских детей

Все дети Александра II занимались с выдающимися педагогами и учителями своего времени - курс русского языка и литературы читал известный писатель Иван Александрович Гончаров, курс по истории читали историки Сергей Михайлович Соловьев, Константин Николаевич Бестужев-Рюмин.  Преподавателями рисования и живописи в разное время были академики Александр Егорович Бейдеман, барон Михаил Петрович фон Клодт, Тимофей Андреевич Нефф. Одним из наиболее известных преподавателей сыновей Александра II стал Константин Петрович Победоносцев, правовед, обер-прокурор Святейшего Синода, государственный деятель. 

Помимо преподавателей важное значение для воспитания и образования Царских детей имели их воспитатели и наставники. У младших детей Императора Александра II - Великой Княжны Марии Александровны, Великих Князей Сергея и Павла Александровичей - несколько лет воспитательницей была фрейлина Императорского Двора Анна Фёдоровна Тютчева, славянофилка, дочь русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Она наставляла своих воспитанников, что исключительность своего положения нужно оплачивать исключительными христианскими качествами. С Анной Фёдоровной до конца её жизни Великий Князь Сергей Александрович вел доверительную переписку, любя и уважая бывшую воспитательницу. После Тютчевой у Великой Княжны Марии Александровны появилась другая наставница - глубоко православная, блестяще образованная благотворительница, переводчица и литературная деятельница графиня Александра Андреевна Толстая. К Великим Князьям Сергею и Павлу Александровичам с 1864 года был назначен воспитателем Дмитрий Сергеевич Арсеньев, морской офицер, безупречного поведения, человек истинных христианских качеств. Д.С. Арсеньев оставил для будущих поколений жизнеописания своего воспитанника Сергея Александровича и его матери, Императрицы Марии Александровны.

Очень важным было то, что Императрица Мария Александровна уделяла большое внимание воспитанию в духе православной традиции. Учителями Закона Божия у её детей были духовники Императорской Фамилии, иерей Василий Бажанов и протоиерей Иоанн Рождественский, который своей горячей верой и высокими душевными качествами оказал большое влияние на Великого Князя Сергея Александровича.  Но самое большое влияние оказывала сама Мария Александровна - своим примером она приучила детей любить и понимать христианскую веру.

Великий Князь Сергей Александрович не имел своих детей, но взял под попечение племянников. Имение Ильинское стало родным домом Великой Княжне Марии Павловны и Великому Князю Дмитрию Павловичу. Самые прекрасные и отрадные воспоминания детства у Великой Княжны Марии Павловны были связаны с жизнью в Ильинском – там они с братом и учились, и отдыхали. Сергей Александрович намеревался дать им разностороннее образование в лучших традициях Императорского Дома Романовых.  Он уделял племянникам много внимания и времени, несмотря на свою огромную занятость. Важным элементом образования оставалось воспитание трудолюбия и умение творить благие и милосердные дела.


Профессиональное образование под покровительством Императрицы Александры Фёдоровны

Школа народного искусства  

Императрица Александра Фёдоровна (1872-1918), супруга Императора Николая II, также способствовала развитию учреждений профессионального образования.  В 1896 году она стала покровительницей Императорского Женского Патриотического Общества. В ведении Общества, заботившегося о развитии женского профессионального образования, находились 15 школ, в том числе одна 1 рукодельная школа с магазином, 7 ремесленных отделений и классов. Во всех заведениях обучались 2300 девочек всех сословий и вероисповеданий. Среди школ Патриотического Общества было любимое «детище» Александры Фёдоровны - Школа народного искусства, открытая в 1911 году.

Деятельность Школы была направлена на возрождение и развитие традиционного народного искусства, различных ремесел. Учебное заведение состояло из отделов: Школы народного искусства, Музея образцов древнерусского народного искусства, мастерской образцов для выработки, рассылки и продажи образцов в кустарные местности России, магазин с продажей готовых изделий.  Мастерских, где воспитанницы проходили обучение ремеслам, было три - вышивальная, коврово-ткацкая, красильня. Классов, посещали ученицы, пять - рисовальный, акварельный, класс составления рисунков, класс технического рисования, иконописная мастерская (занятия по иконописи проходили в Русском Музее). В Школе работали преподаватели с академическим образованием. Помимо преподавания народного искусства в Школе читались курсы лекций по счетоводству, грамматике и арифметике, гигиене, естествознанию, истории. На уроках хорового пения разучивали церковные песнопения и народные песни.

В учебное заведение принимались девушки 15-16 лет после окончания школ Патриотического Общества, или двухклассной сельской школы. Всего обучающихся было до 80-90 учениц (в основном, крестьянского происхождения). Полный курс обучения составлял 3 года. Выпускницы Школы должны были наладить кустарное производство на местах. Императрица Александра Фёдоровна собиралась учредить сеть подобных Школ по всей России, но этому помешала Первая мировая война.

Воспитатели и преподаватели Царских детей

Все дети Императора Александра II занимались с выдающимися педагогами и учителями своего времени - курс русского языка и литературы читал известный писатель Иван Александрович Гончаров, курс по истории читали историки Сергей Михайлович Соловьев, Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. Преподавателями рисования и живописи в разное время были академики Александр Егорович Бейдеман, барон Михаил Петрович фон Клодт, Тимофей Андреевич Нефф. Одним из наиболее известных преподавателей сыновей Александра II стал Константин Петрович Победоносцев, правовед, обер-прокурор Святейшего Синода, государственный деятель.

Помимо преподавателей важное значение для воспитания и образования Царских детей имели их воспитатели и наставники. У младших детей Императора Александра II - Великой Княжны Марии Александровны, Великих Князей Сергея и Павла Александровичей - несколько лет воспитательницей была фрейлина Императорского Двора Анна Фёдоровна Тютчева, славянофилка, дочь русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Она наставляла своих воспитанников, что исключительность своего положения нужно оплачивать исключительными христианскими качествами. С Анной Фёдоровной до конца её жизни Великий Князь Сергей Александрович вел доверительную переписку, любя и уважая бывшую воспитательницу. После Тютчевой у Великой Княжны Марии Александровны появилась другая наставница - глубоко православная, блестяще образованная благотворительница, переводчица и литературная деятельница графиня Александра Андреевна Толстая. К Великим Князьям Сергею и Павлу Александровичам с 1864 года был назначен воспитателем Дмитрий Сергеевич Арсеньев, морской офицер, безупречного поведения, человек истинных христианских качеств. Д.С. Арсеньев оставил для будущих поколений жизнеописания своего воспитанника Сергея Александровича и его матери, Императрицы Марии Александровны.

Очень важным было то, что Императрица Мария Александровна уделяла большое внимание воспитанию в духе православной традиции. Учителями Закона Божия у её детей были духовники Императорской Фамилии, иерей Василий Бажанов и протоиерей Иоанн Рождественский, который своей горячей верой и высокими душевными качествами оказал большое влияние на Великого Князя Сергея Александровича. Но самое большое влияние оказывала сама Мария Александровна - своим примером она приучила детей любить и понимать христианскую веру.

Великий Князь Сергей Александрович не имел своих детей, но взял под попечение племянников. Имение Ильинское стало родным домом Великой Княжне Марии Павловны и Великому Князю Дмитрию Павловичу. Самые прекрасные и отрадные воспоминания детства у Великой Княжны Марии Павловны были связаны с жизнью в Ильинском – там они с братом и учились, и отдыхали. Сергей Александрович намеревался дать им разностороннее образование в лучших традициях Императорского Дома Романовых. Он уделял племянникам много внимания и времени, несмотря на свою огромную занятость. Важным элементом образования оставалось воспитание трудолюбия и умение творить благие и милосердные дела.

Музыкально-Драматическое и Синодальное училища

Музыкально-Драматическое училище Московского филармонического общества

Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна очень любили театр и поддерживали деятелей сцены.    В 1892 году Елизавета Фёдоровна взяла под свое попечение Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, открытое в 1878 году. Училище по своей программе приравнивалось к высшим учебным заведениям. В нем впервые в России был создан дирижерский класс и отделение драматического искусства. В 1891-1901 годах драматическим отделением руководил В.И. Немирович-Данченко, известнейший русский театральный режиссёр, педагог, театральный критик. Вместе с К.С. Станиславским он основал в 1898 году Московский Художественный театр, деятельность которого неизменно поддерживали Сергей Александрович и Елизавета Фёдоровна. В этом театре студенты училища проходили практику.   

Благодаря Великой Княгине училищу было назначено ежегодное пособие из государственной казны. Также Елизавета Фёдоровна вносила средства в учрежденный фонд для выдачи пособий нуждавшимся ученикам. Наиболее бедным учащимся были назначены стипендии имени Великокняжеской четы.    

Елизавета Фёдоровна ежегодно присутствовала на экзаменационных спектаклях и посещала годовые акты училища, вручая выпускникам дипломы.

При Великой Княгине в училище воспитывались выдающиеся деятели искусства, например, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд.

В наши дни бывшее Музыкально-Драматическое училище является знаменитым высшим учебным заведением – Российским институтом театрального искусства (ГИТИС).

Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения

В конце XIX столетия Синодальный хор – продолжатель традиций Великокняжеского, Митрополичьего и Патриаршего хоров XIV-XVII веков – превратился в настоящую творческую лабораторию, где развивалось новое духовно-музыкальное направление, в основе которого было обращение к отечественному наследию церковного пения. Хор и Синодальное училище церковного пения с начала 1890-х годов находились под Августейшим покровительством Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Синодальный хор стал одним из главных проводников национальных общественных устремлений и государственной политики в деле возрождения традиционной русской культуры. Певческий коллектив сопровождал значимые государственные и церковные события не только в России, но и за рубежом, выполняя важную просветительскую миссию. Певчие демонстрировали безупречное исполнение, о чем Император Николай II говорил директору Синодального училища С.В. Смоленскому.

Синодальное училище совершенствовало певческое искусство Синодального хора, назначенного для пения в соборах Кремля и участия во всех крестных ходах, а также выпускало опытных руководителей церковно-певческих хоров и учителей церковного пения. В хоре пело 30 взрослых певчих и 45 мальчиков. В училище было два отделения: певческое (с классами для малолетних от 7-8 лет), и регентское. Предметы делились на общеобразовательные и музыкальные. К 1917 году общий курс соответствовал курсу высшего учебного заведения. Выпускники училища выходили из его стен просвещёнными церковно-музыкальными деятелями, регентами-музыкантами с развитым вкусом.    

Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна помогала развитию талантов способных учеников. Например, Н.С. Голованов, будущий знаменитый дирижер, в 1909-1911 годах руководил небольшим хором в храме Марфо-Мариинской обители.    

В 1918 году Синодальное училище было упразднено, и хор прекратил существование. Почти через сто лет, в 2010 году, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил возрождение Московского Синодального хора. 

Одежда Царских сыновей

Вплоть до конца XVIII века было принято одевать детей как маленьких взрослых. В России «особую детскую» одежду ввела в моду Императрица Екатерина II, придумав «детский комбинезон» для своих внуков Великих Князей Александра и Константина.

Император Николай I ввёл при российском дворе и в своей семье «народный стиль». Мальчиков Великих Князей одевали в белые рубахи-косоворотки и шаровары, заправленные в сапоги. С 3-летнего возраста их начинали одевать в военную форму, так как с момента рождения их зачисляли на военную службу. Начиная с 7-летнего возраста Царские сыновья, перейдя к воспитателям-офицерам, окончательно переодевались в военную форму. У всех Великих Князей воспитывалась особая любовь к военному мундиру, именно в нём они чувствовали себя естественно и свободно.

Домашняя одежда Царских сыновей тоже напоминала военную форму - «гусарские курточки», на которые нашивались настоящие погоны. Эти курточки «изобрёл» Император Николай I, считая, что они должны напоминать Великим Князьям об их высоком предназначении. К домашней одежде относился и удлиненный сюртук с погончиками и красными выпушками, который носили застёгнутым только на верхнюю пуговицу. Под сюртук одевалась белоснежная рубашка с отложным воротником. Сюртук носили с форменными брюками на штрипках.

В 1840-х годах Николай I установил традицию: его 3-летние внуки донашивали платья своих старших сестер. Гравюры и фотографии свидетельствуют, что традиция сохранялась, начиная с Императора Александра II, одетого в платьица с «розочками», до Цесаревича Алексея Николаевича, одетого в то же платьице, что и его отец Император Николай II на фотографии 1870 года.

Женское образование под покровительством Императрицы Марии Александровны

Императрица Мария Александровна (1824-1880) много содействовала развитию женского образования в России.  В 1860 году она приняла в свои руки управление Ведомством учреждений Императрицы Марии, и при её поддержке, выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский провел преобразования в программах обучения в женских институтах Ведомства.

С 1848 года под попечение Марии Александровны перешли училища для девиц духовного звания (епархиальные училища), и она деятельно следила за их развитием совместно с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Женские епархиальные училища сначала обучали только дочерей духовенства, а в конце XIX века уже и девочек из других сословий. К 1895 году по всей России было 51 епархиальное училище. Воспитанницам преподавали Закон Божий, историю, русский язык и словесность, арифметику, географию, общие сведения по физике и педагогике, чистописание, церковное пение. Также обучали рукоделию. Выпускницы получали светский диплом домашней учительницы.

Императрица Мария Фёдоровна (1759-1828)

Императрица Мария Фёдоровна, супруга Императора Павла I, рождённая принцесса Вюртембергская, внесла огромный вклад в становление системы государственной благотворительности в конце XVIII - начале XIX вв. Она взяла под свое личное руководство и реорганизовала основанные Императрицей Екатериной II благотворительные учреждения призрения и образования, а также создала целый комплекс учебно-воспитательных, медицинских и богаделенных благотворительных учреждений. 

Мария Фёдоровна сама составляла учебные программы, занималась правовыми, административно-хозяйственными, финансовыми и кадровыми вопросами, связанными с учреждениями под её попечением. Она ввела в Императорских Воспитательных Домах новую учебно-воспитательную программу, и полностью преобразовала деятельность Смольного института, сделав заведение не столько образовательным, сколько воспитательным. По убеждению Марии Фёдоровны, заведение должно давать семье хороших жен и примерных матерей, а также домашних учительниц и воспитательниц.  По аналогии со Смольным институтом Мария Фёдоровна основала училище для девочек из незнатных и небогатых дворянских семей - Санкт-Петербургское училище ордена Св. Екатерины, или Екатерининский институт для благородных девиц. Затем подобный институт был создан и в Москве.

Благодаря инициативе Марии Фёдоровны возникла сеть всесословных женских воспитательно-образовательных учреждений. Первым открылось в 1797 году Сиротское училище для дочерей разночинцев, купцов, ремесленников, мещан, священников и придворных (Мариинский институт).  Женские училища были основаны также в Харькове, Симбирске, Полтаве, Одессе и других городах. В 1820 и 1823 годах открылись 2 училища для солдатских дочерей полков лейб-гвардии, а в 1826 году учреждены училища для детей нижних чинов морского ведомства в Севастополе и Николаеве. Также Мария Фёдоровна заложила основы воспитания и образования глухонемых (Санкт-Петербургское училище для глухонемых) и слепых (училище для слепых детей в Гатчине, Институт для слепых в Петербурге).       

Всего к концу жизни Императрица Мария Фёдоровна патронировала 51 благотворительное заведение, в них призревались почти 92 000 человек. После кончины Императрицы была учреждена Собственная Его Императорского Величества Канцелярия по учреждениям Императрицы Марии, или IV отделение, куда вошли все учреждения Марии Фёдоровны. В 1854 году IV отделение получило название «Ведомство учреждений Императрицы Марии» (ВуИМ). В 1855 году в Ведомстве состояло 365 учебных и благотворительных заведений. В них обучалось 9534 детей, в Воспитательных домах и богадельнях числилось 60 898 человек. К началу ХХ века учреждений ВуИМ было уже 500, до 1917 года Ведомство являлось крупнейшей благотворительной организацией в России под покровительством Императорского Дома Романовых.

При поддержке Императрицы Марии Александровны в конце 1850-х годов в России появились Мариинские женские гимназии, обучавшие девочек всех сословий и вероисповеданий.  Полный курс обучения в Мариинских гимназиях составлял 7 лет. Всем выпускницам выдавался аттестат на звание домашней учительницы, а получившим награды – домашней наставницы и право без экзамена поступить на педагогические курсы. Благодаря Мариинским гимназиям подобные гимназии стали открываться по всей стране. К 1905 году в России функционировали 342 женских гимназии и 179 прогимназий. Выпускницы женских гимназий внесли огромный вклад в развитие народного просвещения. Труд сельских учительниц способствовал распространению культуры и знаний в среде самой необразованной части населения.    

Императрица Мария Александровна поддерживала и различные миссионерские и просветительские общества. Её труды на ниве просвещения и образования простирались на Балканский полуостров и на Святую Землю. На личные средства Марии Александровны и под её покровительством в Черногории был открыт институт для девочек. Начальницами института вплоть до его закрытия в 1913 году назначались русские преподавательницы. В Святой Земле в Иерусалиме средствами Марии Александровны с 1866 года содержалась школа для арабских девочек в Бейт-Джале - первое и долгое время единственное русское учебное заведение в Палестине. Впоследствии школа в Бейт-Джале стала основой для женской учительской семинарии Императорского Православного Палестинского Общества.

После смерти Марии Александровны, на основе её идеи, было создано Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых. Училища и приюты Попечительства призревали, воспитывали и обучали слепых детей, которые получали начальное и ремесленное образование. К 1914 году Попечительство имело 37 отделений во всех концах России. В его ведении состояло 73 заведения, в том числе 23 училища для слепых детей (899 детей в 22 губернских училищах).

История имения «Ильинское-Усово»

Императорское имение «Ильинское-Усово» расположено по берегам Москвы-реки. Село Ильинское находится на левом берегу, в середине старинной Звенигородской дороги, которая вела к древнему Звенигороду, одному из центров русской святости. По этой дороге совершали паломничества в Саввино-Сторожевский монастырь русские Цари и Императоры. Село Усово располагается на правом берегу реки.

История села Ильинское насчитывает более 600 лет. В XVII веке оно было дворцовым селом Царя Михаила Фёдоровича, в 1618 году здесь появился храм Илии Пророка. В начале XIX века владелец Ильинского граф А.И. Остерман-Толстой преобразил усадьбу и благоустроил. В Ильинское приезжали члены Императорской Фамилии, в имении проживали деятели русской культуры – поэт Н.М. Языков, писатель С. Т. Аксаков.

В 1864 году Император Александр II купил имение «Ильинское» у наследников графа Остермана-Толстого для своей супруги, Императрицы Марии Александровны (1824-1880). В 1867 году он также принес ей в дар имение Усово. Мария Александровна приложила много усилий для развития и процветания имения «Ильинское-Усово». Главное здание усадьбы было перестроено, появилась новая конюшня и образцовая молочная ферма. Для крестьян, проживающих в селах, была открыта больница с приемным покоем и аптекой, две школы для детей. Храм Илии Пророка и Спасский храм в Усово были отремонтированы.

Мария Александровна скончалась в 1880 году. Согласно её завещанию новым владельцем имения, в которое входило 5 сел, стал её сын Великий Князь Сергей Александрович (1857-1905). В детстве он проживал в Ильинском вместе с матерью и любил эти подмосковные места. Сергей Александрович очень бережно относился к имению, старался сохранить общий облик усадьбы и продолжал заботиться о сельских жителях. В 1884 году он женился на принцессе Елизавете Гессенской и Рейнской, ставшей Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной (1864-1918). Свой медовый месяц молодожёны провели в Ильинском, и затем каждое лето приезжали в усадьбу. У них всегда было много гостей - друзей и родственников. Отдыхал в Ильинском и старший брат Великого Князя, Император Александр III.

В 1891 году Сергей Александрович был назначен Генерал-Губернатором Москвы, и великокняжеская чета стала чаще проживать в имении. В 1892-1893 годах в Усово построили новый усадебный дом, открыли родильный приют и ясли для детей. Племянники Сергея Александровича, Великая Княжна Мария Павловна и Великий Князь Дмитрий Павлович, провели свое детство в имении «Ильинское-Усово». Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна после смерти супруга в 1905 году взяла управление имением на себя. Затем усадьба перешла к Великому Князю Дмитрию Павловичу, и он был её последним владельцем до 1917 года.

Народное образование в 1828-1881 годах

В царствование Императора Николая I началось последовательное развитие системы народного образрования. В 1828 году вышел Указ об открытии уездных приходских училищ по всей России. В 1836 году Святейший Синод составил «Правила для первоначального обучения поселенских детей». Отныне священники были обязаны безвозмездно обучать русской грамоте крестьянских детей. Число церковно-приходских школ для крестьянского населения в России до 1851 года увеличилось от 60 до 4700 (93 000 учащихся). В Московской губернии первые церковные начальные школы стали появляться в 1838 году, и к 1843 году их было 28.

К 1861 году по всей России существовало 18 587 начальных церковно-приходских училищ (320 000 учащихся). В 1864 году при Императоре Александре II начальное народное образование было отдано под попечение земств – выборных органов местного самоуправления.

«Положение о начальных народных училищах» 1874 года утверждает типы начальных училищ:

- Приходские училища, содержание которых осуществлялось за счёт местных обществ, пособий от частных лиц и казны, и Народные училища, финансируемые частными лицами;

- Церковно-приходские училища и Сельские (земские) училища различных государственных ведомств.

Учебная программа во всех училищах была примерно одинаковой, различия существовали только в управлении учебным заведением.

В земской одноклассной школе дети 8-12 лет обоих полов, всех сословий и вероисповеданий бесплатно учились 3 года. Все три класса занимались в одной классной комнате с одним учителем, девочки и мальчики могли учиться вместе. В программу обучения входили Закон Божий (краткий катехизис и Священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение. В двухклассной школе добавлялись элементарные сведения по естествознанию, физика, черчение, геометрия, история. По мере возможности обучали гимнастике, ремеслам, рукоделию, садоводству и огородничеству.

Учебный год в земской школе длился 7 месяцев (с 1 октября по 1 мая), из которых почти месяц приходился на Святки, Страстную и Святую недели. Учёба занимала 6 дней в неделю, каждый день было 4-5 часовых уроков с пяти-десятиминутными переменами между ними и часовым обеденным перерывом. Родители не были обязаны посылать детей в школу, и дети приступали к учёбе и оставляли её в разное время, так как всегда были заняты в домашнем хозяйстве, особенно в сезон сельскохозяйственных работ.

Качество преподавания в земских школах вызывало серьёзные нарекания со стороны широкой общественности и православной церкви. В церковно-приходских училищах не хватало учителей - к 1881 году в России осталось всего 4 400 церковно-приходских училищ (106 000 учащихся). Сфера начального народного образования требовала проведения дальнейших реформ.

Народное образование в 1881-1894 годах

В царствование Императора Александра III правительство старалось устранить все проблемы, связанные с реформами предыдущего царствования в народном просвещении и образовании.

В 1884 году Александр III подписал подготовленный обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым Указ о правилах для церковно-приходских школ. Начальное народное образование было отдано под руководство Святейшего Синода и духовенства, что способствовало росту числа церковно-приходских школ и повышению уровня грамотности среди крестьянского населения. С 1891 года под именем церковно-приходских школ действовали учебные заведения с различным курсом обучения: одноклассные, двухклассные, второклассные и школы грамоты. В 1893 году в России было почти 30 000 церковно-приходских школ (931 000 учащихся). В Московской губернии их число выросло со 104 в 1887 году до 424 в 1896 году.

Император Александр III всемерно поддерживал развитие среднего профессионального образования в России и вкладывал не только государственные, но и личные средства в создание ремесленных училищ различного профиля. По его инициативе последовал ряд узаконений о промышленных училищах (1888), об устройстве ремесленных училищ (1890), о планах химико-технических училищ (1891), о ремесленных училищах со столярными и слесарными отделениями (1891) и других. Императрица Мария Фёдоровна в продолжение реформы среднего женского образования в 1882 году одобрила открытие Мариинских женских училищ. Они были всесословными и давали элементарное образование тем девочкам, которые не могли учиться в гимназиях по каким-либо причинам. 

К середине 1890-х годов в России действовали 57 государственных и 11 частных высших учебных заведений. В это число, кроме 9 университетов, входили технические, сельскохозяйственные, медицинские, художественные, музыкальные и коммерческие училища, духовные академии и Высшие женские курсы.

Великий Князь Сергей Александрович являлся Почетным Президентом Московского совета детских приютов. В числе учреждений совета был Ремесленный приют имени Великого Князя Сергея Александровича, открытый в 1892 году.  В этом учебно-воспитательном заведении дети, получившие начальное образование, изучали кузнечно-слесарно-механическое ремесло. Выпускники приюта могли работать на механических фабриках, заводах и железных дорогах в качестве подмастерьев, мастеров, монтеров, машинистов и чертежников. Затем при Ремесленном приюте была открыта Коммерческая школа.  

Народное образование в 1894-1917 годах

В годы правления Императора Николая II народному образованию и просвещению было уделено особое внимание. Земские школы продолжали свое существование, но церковно-приходские почти догнали их по количеству (562 земских и 356 церковно-приходских на 1895 год в Московской губернии). К началу XX века по качеству образования церковно-приходские школы находились на уровне существовавших в стране начальных школ других ведомств. Они решали две важные задачи: просветительную и воспитательную, но не могли в достаточной мере обеспечить всеобщее народное образование.

В 1894 году в России существовало всего 44 000 низших и начальных училищ всех ведомств.  Проведение в 1897 году первой Всероссийской переписи населения показало, что в России необходимо вводить всеобщее обязательное образование.

25 марта 1901 года был издан рескрипт Императора Николая II на имя министра просвещения П.С. Ванновского, наиболее ёмко выражавший принципы образовательной политики, которой придерживался Николай II на протяжении своего царствования:

«Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени.

Опыт последних лет указал, однако, на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению…

… Да благословит Господь Наши труды; да помогут Нам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем».

В рамках школьной реформы от 3 мая 1908 года было введено обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. Государство ежегодно стало отпускать почти 7 миллионов рублей на дело начального народного образования, был создан специальный школьно-строительный фонд при Министерстве народного просвещения.  Началось открытие школ по всей территории Империи для обеспечения начального образования всему населению России, вне зависимости от сословия или национальности. В 1914 году в начальных школах училось почти 9 миллионов учеников. К 1916 году в Российской Империи было около 140 000 начальных школ разных типов, входивших в так называемые «школьные сети», которые стали основой советской школьной системы после 1917 года.

Школы в имении Ильинское-Усово

В 1865 году в имении «Ильинское» Императрица Мария Александровна открыла школу для крестьянских детей обоего пола по типу земской школы. В 1880 году для девочек открыли отдельную школу. Школа в селе Усово начала действовать в 1873 году, в одном из флигелей имения. Учебные заведения находились в ведении Удельного ведомства Императорского Двора.

К 1887 году в Ильинском и Усово существовало три школы для крестьянских детей, они считались образцовыми. Великий Князь Сергей Александрович передал эти начальные народные школы под руководство Московского Кирилло-Мефодиевского православного братства с их переименованием в церковно-приходские. Братство исполняло роль епархиального училищного совета при Московской духовной консистории. Решение Великого Князя было продиктовано его уверенностью в том, что именно церковно-приходские школы наиболее благотворно содействуют развитию народного просвещения и образования. В 1893 году Сергей Александрович стал почетным покровителем всех церковно-приходских школ Москвы и Московской губернии.

Великий Князь оставался попечителем школ в своих имениях и заботился об их благоустройстве. Школы были укомплектованы всеми необходимыми учебными пособиями, большими книжными шкафами, музыкальными инструментами (рояль, фисгармония). Квартиры для учителей были полностью меблированы, с ваннами и водопроводом. Школы окружали благоустроенные сады и огороды. В женской школе во время постов учениц обеспечивали горячим питанием.

В 1901 и 1905 годах для женской и мужской школы в Ильинском были построены новые здания. В женской школе обучалось 54 девочки, в мужской - 63 мальчика. При школах была организована бесплатная народная библиотека, велись религиозно-нравственные чтения для крестьян. Из учеников школ был организован хор, в котором участвовала Великая Княжна Мария Павловна, племянница Великого Князя Сергея Александровича. С 1905 года попечительницей всех трёх школ после смерти Великого Князя состояла Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна.

Срок обучения в одноклассной церковно-приходской школе составлял 4 года. Возраст учащихся, как правило, был от 9 до 14 лет. Школьная программа обучения включала в себя Закон Божий (изучение молитв, священная история и объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное и светское чтение и письмо, начала арифметики. На 1912 год в Усовской школе училось 37 учеников – 24 мальчика и 14 девочек.

Образовательные путешествия членов Императорской семьи

И.В. Зимин. Детский мир Императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. Повседневная жизнь.

Семья Махаевых

Заведующим школой в селе Усово и законоучителем в ней с 1873 года был протоиерей Константин Георгиевич Махаев (1843-1932), настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа села Усово. Махаев был сыном дьякона, закончил Московскую Духовную семинарию и женился в 1873 году на Анне Ивановне Смирновой, дочери священника Спасского храма в селе Усово. За долгие годы в сане настоятеля и усердие в преподавании Закона Божия Константин Махаев получал государственные и церковные награды. В 1912 году его возвели в сан протоиерея.

В семье Константина Махаева родилось семеро детей: сыновья Сергей, Николай, Александр, Алексей, Георгий и дочери Антонина и Клавдия. Все они получили первоначальное воспитание в семье, а затем, как большинство детей священнослужителей, обучались в духовных училищах, семинариях и в духовной академии. Сыновья Сергей и Алексей закончили Вифанскую духовную семинарию, Николай, Александр и Георгий - Московскую семинарию. Николай затем успешно закончил Московскую Духовную академию. Дочери Антонина и Клавдия обучались в Мариинском епархиальном училище в Москве.

Двое сыновей, Сергей и Александр, продолжили священнический путь отца.

Протоиерей Сергий Махаев (1874-1937), стал ближайшим сподвижником Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. В 1900 году он назначается священником в храм Иверской иконы Божией Матери при Иверской общине сестер милосердия Российского Общества Красного Креста, почетными попечителями которой являлись Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна. С 1905 года отец Сергий стал духовником общины и преподавателем Закона Божия. Он старался духовно развивать своих подопечных – сестер милосердия – приготавливая их служению помощи страждущим. Также он состоял членом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), председателем которого была Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна. В 1937 году протоиерей Сергий Махаев был расстрелян большевиками на Бутовском полигоне недалеко от Москвы, а в 2000 году - прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских среди сонма иных священномучеников, пострадавших в годы гонений.

Псаломщик Александр Махаев (1885-1937), как и его старший брат, до 1917 года служил в храме Иверской иконы Божией Матери, и также преподавал в школе при Марфо-Мариинской обители. В 1937 году он был арестован и расстрелян.

Путешествие их Императорских Высочеств Великих Князей по Олонецкой губернии в 1878 году

Путешествие их Императорских Высочеств Государей Великих Князей: Сергия Александровича, Павла Александровича, Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича по Олонецкой губернии, в 1878 году

Бирюльки - старинная русская игра.

«Играть в бирюльки" означает - заниматься ерундой, бездельничать.

Фото Бирюльки 1.jpg

Фото Бирюльки.jpg

Слово «бирюльки» имеет восточнославянские корни и означает оно «бирать» - брать. Играть в бирюльки  - собирать или доставать из кучки маленькие игрушечные предметы домашнего обихода  так, чтобы не задеть соседние.

В России  играли в бирюльки-палочки. Бирюльки в виде палочек, проволочек, соломинок, а также деревянных кругляшей можно было сделать самим, и играли в них в основном деревенские детишки.

Начиная с XIX века, точеные русские бирюльки стали семейным и даже светским развлечением, а к началу XX столетия их можно было назвать одной из наиболее популярных игр любого сословия. Большой вклад в популяризацию бирюлек внесли народные умельцы. Они вырезали, вытачивали настоящие произведения искусства.

Играть в бирюльки стало модным среди светских дам и бирюльки стали непременным атрибутом аристократических салонов. Затейливые фигурки искусной работы делались на заказ, шкатулки и коробочки в которых они хранились, украшались драгоценными камнями  и тонкой резьбой. 

В те времена существовало много мастеров, которые знали свои особенные секреты в деле изготовления бирюлек. Например, в деревне Ликино Одинцовского района их делали размером с крупинку и помещали в коробочку, искусно вырезанную из лесного ореха.

Правила игры.

Правила старинной игры просты. Бирюльки высыпают на стол так, чтобы они ложились горкой, из которой играющие поочередно вынимают их при помощи проволочного крючка, насаженного на палочку, или пальцами.

Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут всю кучку. Выигрывает тот, у кого набралось больше бирюлек. Или играют до тех пор, пока у одного из игроков не наберется условленное число бирюлек.

Досуг советских школьников

9299949fcd64325d11f09f51cd76304b.jpg

scale_1200.png

Игры школьников во внеурочное время занимали важное место в их жизни. Сделав уроки, дети спешили на улицу. Среди девочек популярны были игры «резиночка», «классики», «колечко-колечко», «испорченный телефон», «море волнуется раз» и многие другие. Мальчики играли в «квадрат» и «ножички», «казаки-разбойники», «зарницу». После уроков многие посещали кружки и секции по интересам. Одним из самых популярных занятий было выжигание по дереву. Кусочек фанеры сначала зачищали и отшлифовывали. Затем на деревянную дощечку через копирку переносили рисунок, а потом по контуру аккуратно проводили специальным прибором с раскаленной проволокой на кончике - получался выжженный рисунок. У многих до сих пор сохранились эти аккуратно расписанные дощечки - шедевры детского творчества советского времени. Ребята посещали авиа- и судомодельный, радиотехнический, шахматный кружки, фотокружок и многие другие. Девочки предпочитали занятия по вышивке, вязанию и кулинарии. 

Выжигание по дереву – пирография.

istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-vyzhiganiya-po-derevu-17.jpg

Декоративное выжигание по дереву известно уже несколько тысячелетий и встречается в культуре практически всех народов. Термин «пирография» появился в Англии в XIX веке в Викторианскую эпоху (1837-1901). Изначально так называлось рисование узоров по дереву раскаленной кочергой. Пирография от греческого pyr, что означает «огонь», graphos -  означает «письмо». В ХХ веке от производной термина произошло название современного прибора для выжигания – пирографа.

Первые предметы быта украшенные выжженным узором   были найдены в Перу и датируются 700 годом до н. э. Древние китайцы традиционно употребляли выжигание для украшения бамбуковых палочек, изображая на последних иероглифы или элементы окружающей природы.

В XVII веке большое распространение художественное ремесло получило в Европе. Широко практиковали «рисование горячей кочергой» английские умельцы для обрамления мебели, одежды и посуды. Для прорисовки линий художники преимущественно использовали раскаленные в печах различные металлические приспособления.В Европе выжигание стало не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембран, Брюйер, Пабло Пикассо и писатель Виктор Гюго.

В XIX веке профессионализм пиромастеров существенно повысился. Типичный набор инструментов пиромастера состоял из переносного горшка или жаровни с отверстиями вдоль верхнего края и кочерег. Через отверстия кочерги вставлялись в жаровню, где разогревались на раскаленном древесном угле. На кочергу при этом надевался специальный заостренный наконечник. Рукоятку кочерги покрывали асбестом, чтобы ее можно было держать, не обжигаясь.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В России, богатой лесами, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X веках. Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом. Русскими мастерами техника выжигания по дереву использовалась при изготовлении мебели. Начиная с XVII века в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «трóицкой». В подмосковном городе Сергиеве Посаде (в советское время - Загорске) выжиганием и раскраской в 1912 году занималось около ста дворов.

Бензиновые, спиртовые или газовые горелки в пирографии используют с XIX века. В конце XIX — начале XX веков выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась Ее Императорское Высочество Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.  

robert-sorby-peter-child-pyrography-machine-240-volt-profi-hout-brand-set-2.jpg

vyzhiganie-dlja-detei-photo-big.jpg

По-настоящему доступным выжигание стало только в середине ХХ веке с появлением нового  пирографического прибора работающего на электричестве, в основу которого была положена конструкция паяльника. Благодаря ему сегодня заниматься выжиганием может любой желающий. 
Основы выжигания по дереву.jpg

Индустриальное развитие и профессиональное образование в России в конце XIX-начале XX веков

Тринадцать лет царствования Императора Александра III с 1881 по 1894 гг. были отмечены  крупными успехами и достижениями в развитии экономики страны, финансовой стабилизацией и бурным ростом разных отраслей промышленности. Настоящая техническая революция началась в металлургии -  выпуск чугуна, стали, нефти, угля в период с середины 1880-х быстро увеличивался.  Индустрия России росла быстрее, чем в Германии и Соединённых Штатах Америки, отличавшихся тогда бурными темпами промышленного развития. 

Нараставшими темпами шло строительство железных дорог. Если в 1880 году в России существовала железнодорожная сеть протяжённостью 23 000 километров, охватывавшая 45% территории Европейской  России, то в 1892 году имелось уже 31 200 километров железных дорог во всех частях страны. В 1891 году было начато строительство Великой Сибирской магистрали — железнодорожной линии от Челябинска до Владивостока протяженностью почти 7 000 километров. Это открыло возможности для ускорения экономического развития Сибири и Дальнего Востока. 

Для обеспечения всех сфер промышленного производства необходимым числом подготовленных специалистов по всей России открывались начальные и средние учебные заведения промышленной и ремесленной направленности. Император Александр III всемерно поддерживал развитие среднего профессионального образования и вкладывал и государственные, и личные средства в создание ремесленных училищ. По его инициативе последовал ряд узаконений о промышленных училищах (1888), об устройстве ремесленных училищ (1890), о планах химико-технических училищ (1891), о ремесленных училищах со столярными и слесарными отделениями (1891) и других. 

В период правления Императора Николая II с 1894 по 1917 гг. экономическое развитие России продолжало расти быстрыми темпами. Постоянно увеличивалось число предприятий крупной промышленности и ремесленных мастерских. К началу XX столетия в стране благодаря правительственным мерам и частным инициативам сформировалась сеть профессионально-технических учебных заведений. Они находились в ведении министерства народного просвещения и министерства торговли и промышленности, и делились на 4 категории: профессиональные учебные заведения по Уставу 1889 г., общеобразовательные школы для ремесленных учеников, начальные профессиональные школы и профессиональные школы с особыми уставами.