Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Май 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- Выставка «Почитание святителя Николая в России и Италии»

Выставка «Почитание святителя Николая в России и Италии»

Без малого год в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово Одинцовского района Московской области работала выставка «Почитание святителя Николая в России и Италии». Выставка была приурочена к 100-летию основания Барградского комитета Императорского православного палестинского общества, занимавшегося строительством русского храма и подворья для паломников в итальянском городе Бари, у мощей св. Николая Чудотворца. Об особенностях почитания святителя Николая Чудотворца в России и Италии, истории русского паломничества в Бари, деятельности Палестинского общества во главе с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной рассказывали экспонаты выставки.

Издревле в России Николай Чудотворец был самым почитаемым святым.  Путешественники, купцы, крестьяне, ремесленники считали Николу Угодника своим небесным покровителем. Святитель выступал спасителем утопающих, дарителем урожая, защитником от войн, моровых поветрий, непогоды. Его имя было одним из самых популярных при наречении младенцев. С конца XI века в честь святителя Николая начинают совершаться на Руси крестные ходы. Появившись первоначально в Киеве, Никольские крестные ходы скоро становятся «всенародными молениями». К крестным ходам прибегали для обращения к святителю за помощью и для выражения благодарности. Почитание «скорого помощника» праздничными крестными ходами совершалось в установленные Церковью дни святого Николая, в дни памяти чудотворений от его икон, в дни основания и освящения его храмов и часовен.

В середине XIX столетия, когда стало возможным посещать места, связанные с его святым именем, были предприняты усилия для закрепления за Россией места подвигов и блаженной кончины святителя Николая Чудотворца в запустелом городе Миры Ликийские. Инициатором этого начинания стал известный русский паломник-писатель А.Н. Муравьев. В 1851 году он приобрел развалины древнего Сионского храма, где почивали мощи святителя Николая Чудотворца до перенесения их в 1087 году в Бар-град, и земельный участок вокруг него. Покупку удалось совершить за счет частных пожертвований. В конце 1860-х годов в Петербурге была построена деревянная часовня, затем каменный храм в память спасения Императора Александра II при покушении на него в Париже, в котором осуществлялся сбор средств на восстановление храма в Мирах Ликийских. Однако из-за противодействия турецких властей и Константинопольского Патриархата строительство в Мирах стало невозможным, России так и не удалось сохранить за собой права на Сионскую базилику.

Став председателем Палестинского общества, Великая княгиня Елисавета Феодоровна унаследовала права на церковный участок в Мирах Ликийских и капитал в 246 тыс. руб., накопившийся в Николо-Александровском храме на Песках в Санкт-Петербурге. В 1910 году было принято решение купить на собранные деньги участок земли в Италии, в Бари, где почиют мощи Николая Чудотворца, и приступить к строительству там подворья Палестинского общества. 7 января 1911 года из Москвы в Италию выехал известный духовный писатель и проповедник, активный деятель Московского отдела ИППО протоиерей Иоанн Восторгов. 20 января 1911 года о. Иоанн послал в Совет Общества телеграмму об успешной покупке земли. По возвращении в Россию он, отчитываясь о своей поездке, закончил речь словами: «Да вознесется на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!».

12 мая 1911 года император Николай II утвердил предложения ИППО по строительству паломнического комплекса и учредил специально для этих целей Барградский строительный комитет под своим покровительством. Проект был выполнен архитектором А.В. Щусевым. К Первой мировой войне был завершен храм, возведенный по образцам новгородско-псковских сооружений начала XV века, и почти закончено подворье для паломников. Подворье было просторным и удобным, построенным по последнему слову инженерных достижений, вокруг был разбит сад. Революция и гражданская война оборвали связь Барградского подворья с Россией. Советские власти, начиная с 1920-х годов, вели переговоры по передаче архитектурного комплекса в собственность СССР, но они не увенчались успехом, так как претензии на него заявили эмигрировавшие в Европу члены Палестинского общества. В 1937 году князь Жевахов, который в свое время занимался делами Барградского комитета, за неимением средств и невозможностью поддерживать храм в должном порядке, продал его в собственность муниципалитету города Бари. Городские власти обещали при этом содержать за свой счет церковь и православного священника, что и продолжалось до конца 1990 годов. 14 марта 2007 года, в ходе визита Президента РФ В.В. Путина в Бари были проведены переговоры о передаче храма и подворья Русской Православной Церкви. Официальная церемония передачи состоялась 1 марта 2009 года в присутствии Президента Италии Джорджо Наполитано и тогда Президента России Дмитрия Медведева.