Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- В московском Музее архитектуры открылась выставка, посвященная итальянским постройкам А.В. Щусева

В московском Музее архитектуры открылась выставка, посвященная итальянским постройкам А.В. Щусева

14 сентября 2017 года в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева состоялась церемония открытия выставки, посвящённой итальянскому периоду творчества одного из выдающихся архитекторов XX века Алексея Викторовича Щусева.

Алексей Викторович Щусев (1873-1949) – один из выдающихся архитекторов ХХ столетия, автор проектов Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала, Мавзолея Ленина, гостиницы «Москва», основатель Музея Русской архитектуры. Знаменитый русский архитектор оставил свои творения и за пределами России. В 1910-годы, накануне Первой мировой войны и в преддверии революционных событий в России, Щусеву удалось построить в Италии два замечательных сооружения. Это Храм Святителя Николая Чудотворца со странноприимным домом в Бари, возведенный силами Императорского Православного Палестинского Общества  под патронатом Императора Николая II и Великой Княгини Елизаветы Федоровны, второго Председателя Палестинского Общества. Также по проекту Щусева  был построен Русский выставочный павильон в Венеции. Неосуществленным остался его проект храма Христа Спасителя в Сан-Ремо.

Подворье в Бари проектировалось по заказу Императорского Православного Палестинского Общества как крупный паломнический центр, предназначенный для обслуживания русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам Святителя Николая. Павильон в Венеции создавался в 1913-1914 годах как постоянное выставочное пространство России для участия в знаменитых международных венецианских биеннале.

Оба проекта были трактованы зодчим в русском стиле, оба должны были представлять за границей Российскую империю, показать самобытность культуры и силу государства, оба патронировались лично Императором Николаем II и членами царской фамилии. Сам Щусев тогда писал: «Если же вглядимся в искусство самой Италии, мы увидим, что вся она полна самых причудливых конгломератов архитектуры. Каждая эпоха вкладывала своё лучшее в общую сокровищницу искусства, то стремясь к роскошному ансамблю, как в площади Св. Петра в Риме, то к конгломерату, как площадь Св. Марка в Венеции. Выбор был свободен и предоставлен артисту, художнику, строителю, который вплетал лишнее звено в общую золотую цепь»

В его творческое наследие входят не только известные проекты Мавзолея Ленина, Казанского вокзала, гостиницы «Москва», но и Марфо-Маринская обитель, храм Святителя Николая в итальянском Бари, построенные под патронатом Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, последний – на средства, собранные Императорским Православным Палестинским Обществом. Сразу после окончания Императорской Академии художеств в 1898 году он впервые посетил многие города Италии, делая зарисовки многочисленных памятников архитектуры.

Организаторами выставки выступили Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева и Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО).

На открытии выставки присутствовали министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин, Председатель Наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», заместитель Председателя ИППО А.В. Громова, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачёва, и. о. руководителя Департамента культурного наследия Министерства культуры России Владимир Евтюхин.

ИППО также представляли заместитель Председателя Общества Елена Агапова; члены Совета ИППО: Сергей Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, протоиерей Димитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московской Патриархии; действительные члены ИППО: протоиерей Андрей Бойцов, настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари, Олег Блюдов, заместитель руководителя Представительства ИППО в Бари, Василий Нестеренко, народный художник России, Павел Куликовский, праправнук Императора Александра III с супругой Людмилой, Григорий Маневич, директор Музея истории ИППО, руководитель информационных и медиа программ Фонда ЕСПО, Галли Монастырёва, председатель Комиссии по межнациональным отношениям, по развитию международных отношений, международных связей и этнотуризма Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь», архитектор Андрей Анисимов, искусствовед Светлана Гнутова, продюсер и режиссёр Мария Магронт и другие.

Среди приглашённых гостей, принявших участие в открытии выставки, на церемонии присутствовали Первый Секретарь Апостольской Нунциатуры Монсеньор Эрвин Ленгиел, атташе по культуре посольства Италии в Российской Федерации Ольга Страда, руководитель фонда Людвига Нобеля Анна Яковлева, художник Людмила Зотова и другие деятели культуры, представители музейного сообщества, эксперты.

На выставке будет экспонировано более 100 графических произведений Щусева из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева и частных коллекций. Большая часть из них предстанет перед зрителем впервые и раскроет рождение авторского замысла от первоначальных эскизов, до презентационных чертежей и фотографий. Особенный интерес представляют рисунки интерьеров зданий и предметный дизайн. Помимо осуществленных работ, посетители увидят неизвестный эскизный проект Щусева для храма в Сан-Ремо, который впоследствии возводился по чертежам итальянского архитектора Пьетро Агости. Представленные в экспозиции работы позволят современникам по-новому взглянуть на малоизученный дореволюционный период в творчестве выдающегося мастера.

Кураторами выставки выступили: со стороны музея Марианна Евстратова и Сергей Колузаков. Со стороны ИППО в организации выставки принимали участие заместитель Председателя ИППО Елена Агапова и заместитель руководителя Представительства ИППО в Бари Олег Блюдов.

Выставка «Итальянские постройки Алексея Щусева» продлится до 6 декабря 2017 года. В рамках выставки запланирована образовательная программа: лекции и экскурсии.

Фото: Иван Иванюк

По материалам сайта Императорского Православного Палестинского Общества и сайта Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева