Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Июль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- В Государственном центральном музее современной истории России продолжается просветительская программа выставки Фонда ЕСПО «Глагол таинственный небес»

В Государственном центральном музее современной истории России продолжается просветительская программа выставки Фонда ЕСПО «Глагол таинственный небес»

В рамках Просветительской программы выставки "Глагол таинственный небес", посвящённой 300-летию Синодального хора, в Государственном центральном музее современной истории России на Тверской 21 состоялся концерт ансамбля солистов «Вера» Черниговского Патриаршего подворья при Общецерковной аспирантуре и докторантуре равноапостольных Кирилла и Мефодия. Творческие задачи ансамбля – возрождение древнерусских церковных традиций в духовной музыке, а также открытие забытых и новых имен русских композиторов и композиторов – эмигрантов, чье наследие составляет золотой фонд национальной музыкальной и духовной культуры.

Свое выступление хор начал с исполнения знаменного распева «От юности моея» в современной обработке. Прозвучали шедевры духовной музыки от эпохи русского барокко до творчества современных композиторов. Внимание в программе было уделено также композиторам, сотрудничавшим с прославленным Синодальным хором. Зрители услышали «Да воскреснет Бог» Д. Бортнянского, произведения которого наряду с произведениями композиторов А. Кастальского, М. Балакирева, П. Чайковского исполнялись во время концертов Синодального хора, устраиваемых в генерал-губернаторском доме Августейшими покровителями хора - Великокняжеской четой Сергием Александровичем и Елизаветой Фёдоровной.

После окончания концерта зрители продолжили знакомство с историческими периодам развития русской духовной музыки, а также историей Синодального хора на выставке «Глагол таинственный небес», подготовленной Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и Российским национальным музеем музыки. Экскурсию для посетителей музея и музыкантов ансамбля провёл историк, писатель, автор книги «Московский Синодальный хор. Летопись и певческие традиции», лауреат Патриаршей литературной премии Константин Петрович Ковалёв-Случевский. 

Константин Петрович рассказал о зарождении в России «знаменного пения». В X веке Русь, принявшая христианство, унаследовала византийскую богослужебную традицию, составной частью которой являлось церковное пение, представлявшее сложную систему одноголосных распевов. Русское церковное пение исполнялось по старинным нотам называемым «крюками» или «знаменами». В XVII веке в песнопениях появляется многоголосие западного образца, а затем предпринимается попытка реформы «знаменного пения», переложения его «на речь» под руководством старца Александра Мезенца, но она оказалась не состоятельной.

Во время осмотра экспозиции было уделено внимание этапам становления именитого Синодального хора – одного из старейших профессиональных музыкальных коллективов в России, который на рубеже XVIII и XIX веков называли Восьмым чудом света. Его предшественниками был митрополичий московский хор и Патриарший хор певчих дьяков и иподьяков. В 1721 году, с началом синодального периода в истории церкви, Патриарший хор стал Синодальным. Основным местом служения хоров с последней трети XV века по 1918 год являлся Успенский собор Московского Кремля.

Во втором зале Константин Петрович рассказал об эпохе Императора Александра III, отличавшейся усилением чувства национального самосознания, и, как следствие, повышенным вниманием к церковному искусству. Это время преобразований в управлении Синодальным хором и училище при нем. По словам историка, одним из последователей политики Императора Александра IIIв области национальной музыкальной культуры был его брат – Московский генерал- губернатор Великий Князь Сергий Александрович, являвшийся вместе с супругой Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной покровителем Синодального хора. В 1903 году по инициативе Сергия Александровича в городском Манеже был дан большой духовный концерт с участием всех московских духовно-певческих хоров под управлением регента В.С. Орлова в пользу служащих духовно-певческих хора и училища. После гибели супруга от рук террориста в 1905 году Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна оставалась покровительницей Синодального хора. В 1913 году по инициативе Великой Княгини в Большом театре был организован концерт «Духовное песнопение». Весь доход от концерта был передан в пользу Елисаветинского благотворительного общества. В годы Первой мировой войны Синодальный хор принимал участие в молебнах о русской армии, давал благотворительные концерты, пел на освящении создаваемых для нужд фронта учреждений и лазаретов.

В третьем зале зрители услышали об известных деятелях в области церковного музыкального искусства, руководителях Синодального училища и регентах хора: С.В. Смоленском, В.С. Орлове, А.Д. Кастальском, Н.Д. Данилине, Н.С. Голованове и других. Новые идеи воплощал в жизнь директор Синодального хора С.В. Смоленский и благодаря его трудам хор стал «образцово интеллигентным в музыкальном отношении и первоклассным учреждением». Константин Петрович рассказал о закрытии Синодального хора в 1919 году, о его бывших участниках, а также выпускниках Московского музыкального-певческого училища продолживших традиции хорового коллектива в Советское время.

Посетители во время экскурсии получили возможность увидеть экспонаты, связанные с деятельностью хора. Представленные на выставке экземпляры певческих книг, которыми пользовались участники Синодального хора, происходят из певческой библиотеки Синодального хора. Это оттиски с рукописных экземпляров, выполненные выпускниками Синодального училища или певчими Синодального хора и тиражированные методом стеклографии. Среди них – «Догматики Богородичные на 8 гласов» и «Обиход церковного пения Синодального хора» А.Д. Кастальского – преподавателя Синодального училища и регента Синодального хора в 1901–1910 годах. Посетители выставки могут увидеть также кафтаны певчих Синодального хора начала XX века. «Парады» хористов были выполнены в древнерусском стиле по эскизам В.М. Васнецова. В экспозиции представлены подлинные предметы и редкие документы из более чем 20 музеев и архивов России, а также из частных собраний.

По окончании экскурсии руководитель ансамбля солистов «Вера» Кузнецова Евгения поблагодарила организаторов выставки и поделилась своими впечатлениями:

«Благодарим Елисаветинско-Сергиевское просветительское» общество за потрясающую выставку, за феноменальное собрание и удивительную коллекцию! То, что находится и представлено в этих залах – это огромный труд! Замечательно то, что можно прикоснуться к Синодальному периоду и погрузиться в историю Синодального хора. В пяти залах в одном месте можно послушать музыку, увидеть уникальные музыкальные инструменты, рукописи, коллекцию икон, подлинные одеяний хористов, услышать рассказ о выдающихся руководителях стоявших у истоков Синодального хора, а также узнать что представляет из себя выдающийся коллектив Московского Синодального хора сегодня».

Многие зрители, познакомившись с выставкой, делятся своими впечатлениями в Книге отзывов. Вот лишь некоторые выдержки из записей за последние дни:

«Это истинный дар всем почитателям музыки и отечественного хорового пения. Здесь звучат великие имена, которые вызывают благоговение! Выбор экспонатов и их демонстрация - впечатляют! Мы владеем богатством русской музыки, которая никого не оставляет равнодушными» (Елена Алексеевна Глебова).

«Большое спасибо за выставку. Меня переполняет чувство гордости за нашу великую Родину» (ученик седьмого класса Линенко Валерий)

«Я узнала много нового о создании и деятельности Синодального хора. Спасибо за выставку. Она очень нужна, нам россиянам, чтобы лучше знали свою историю и любили Россию» (Богданова Ирина)

Концерты и экскурсии по экспозиции в рамках просветительской программы продолжатся. Следите за анонсами на сайте Фонда ЕСПО, Синодального хора и ГЦМСИР. Выставка «Глагол таинственный небес» продлится до 23 января 2022 года.