Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Июль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- В Государственном центральном музее современной истории России началась просветительская программа выставки «Глагол таинственный небес»

В Государственном центральном музее современной истории России началась просветительская программа выставки «Глагол таинственный небес»

5 декабря в Государственном центральном музее современной истории России, в главном здании на Тверской 21, началась просветительская программа выставки «Глагол таинственный небес» подготовленной Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» совместно с Российским национальным музеем музыки при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы к 300-летию основания Синодального хора.

В зале музея №6 (в Библиотеке Московского Английского клуба) открыл просветительскую программу концерт Детского отделения Московского Синодального хора под руководством Натальи Станиславовны Асмус. Юные певчие принимают участие в богослужениях в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, а также выступают на ведущих концертных площадках столицы вместе с Московским синодальным хором. За последние годы Детское отделение хора стало лауреатом и обладателем Гран-при известных музыкальных конкурсов и фестивалей.

Для посетителей музея и приглашённых гостей была исполнена программа, специально подготовленная к 300–летию Синодального хора и связанная с этапами развития этого уникального хорового коллектива. В начале концерта прозвучали два традиционных духовных стиха, и это не случайно. Легендарный руководитель Московского Синодального хора и училища Степан Васильевич Смоленский неоднократно подчёркивал, что для воспитания высокохудожественной и нравственной личности необходимо расширять культурный кругозор и приобщать учащихся к традиционным видам музицирования. Являясь собирателем старинных музыкальных рукописей, он был глубоким исследователем и знатоком народного певческого наследия.

Особое внимание в программе было уделено тем композиторам, которые связаны с Московским Синодальным хором и Синодальным училищем. Детским коллективом были исполнены три хора Виктора Сергеевича Калинникова, одного из самых утончённых и поэтичных композиторов, который около 20 лет, вплоть до самого закрытия училища в 1918 году и хора при нем, вёл музыкально-теоретические дисциплины. В.С. Калинников – один из первых русских композиторов, который стал писать хоровую музыку для детей.

Юные музыканты исполнили произведения западноевропейской хоровой музыки и это также связано с ещё одной исполнительской традицией появившейся в конце XIX века в Московском Синодальном училище. Благодаря этой просветительской деятельности слушатели познакомились с такими великими шедеврами как месса Баха, реквием Моцарта, оратория Генделя. Надо отметить, что эти концерты очень любила высокая покровительница и меценат хора Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна. Она посещала концерты Синодального училища или приглашала Синодальных певчих для участия в домашних концертах.

После завершения концерта Председатель Наблюдательного Совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова поблагодарила артистов Детского хорового коллектива, и преподнесла небольшие подарки среди которых подготовленные Фондом «Елисаветинско-Сергиевское общество» буклеты, посвящённые проведению в России благотворительной акции «Белый цветок», многогранной деятельности Российского общества Красного Креста, Ведомства учреждений Императрицы Марии и других благотворительных организаций под покровительством Императорского Дома Романовых. Обращаясь к детям Анна Витальевна отметила:

«Я очень рада, дорогие дети, что вы приобщаетесь в своей жизни и в своей будущей профессиональной деятельности к делам благотворения. Сердце радуется и раскрывается, когда ты делаешь что-то для другого. Тот эгоизм, который сегодня проповедуется отовсюду - это образ жизни, который не приносит радости. А та радость, которую вы получаете от добрых дел – это истинная ценность», - подчеркнула глава Фонда ЕСПО.

Центральной частью просветительской программы стала авторская экскурсия Председателя Наблюдательного Совета Фонда «Елиcаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидата исторических наук, куратора выставки "Глагол таинственный небес» Анны Витальевны Громовой. Экскурсию посетили также юные артисты Детского отделения Синодального хора. Анна Витальевна отметила, что выставка посвящена историческим периодам развития русской духовной музыки и даёт глубокий экскурс в историю Московского Синодального хора.

Анна Витальевна рассказала, что первый зал экспозиции посвящён истории хора в XIV-XVI веках. Здесь, в частности, можно ознакомиться с первыми изображениями хора. Посетители увидели Пелену Елены Волошанки, вышитую в конце XV века. На переднем плане заметны певчие, разделенные на правый и левый клиросы и дирижирующие уставщики-регенты. Среди экспонатов также древние иконы с изображениями певчих. Посетители узнали, что до 1589 года Синодальный хор был хором Киевских, затем Владимирских и Московских митрополитов. При учреждении в России Патриаршества хор переименовали в Патриарший. Московский Синодальный хор – преемник хора Патриарших Певчих дьяков. Расцвет Московского Синодального хора пришёлся на 1890–1910 годы. В это время он стал культурной достопримечательностью Москвы, послушать его приезжали со всей России. Богослужения в Кремлёвском Успенском соборе, сопровождавшиеся возрождёнными особыми древними распевами, являли собой подлинное искусство.

Куратор выставки рассказала о композиторах, сотрудничавших с Синодальным хором. Анна Витальевна обратила внимание зрителей на время правления Императорского Дома Романовых и национальную политику поддержки российских традиций, которая прослеживается во всех направлениях деятельности Государя Императора Александра III: в политике внешней и внутренней, в области поддержки музыкальной культуры, хорового пения, развития  российской словесности, архитектуры, искусств.

«Мы ещё раз убеждаемся в том, что наибольшего расцвета Синодальный хор, Синодальное училище, начало которых лежит в истории митрополичьих и великокняжеских хоров в XV веке, достигли в царствование Императора Александра III. В 1886 году своим указом о новом устройстве управления Синодальным хором и преобразовании Синодального училища в восьмиклассное музыкальное учебное заведение, Александр III дал мощный импульс развитию духовной музыкальной культуры в России. Этот процесс увенчался работой таких известнейших композиторов как А.Д. Кастальский, С.В. Смоленский, В.С. Калинников, П.Г. Чесноков, А.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов и т.д. Это удивительное созвездие, которое освящает путь нашей музыкальной культуре и поныне», - подчеркнула Анна Витальевна.

С 1890-х годов Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения находились под покровительством Великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Фёдоровны. Их поддержка превратила старейший певческий коллектив в жемчужину православного певческого искусства. Великокняжеская чета организовывала благотворительные концерты, поддерживала талантливую молодёжь, заботясь о том, чтобы училище готовило опытных и высокопрофессиональных регентов церковных хоров, а также принимала участие в дальнейшей судьбе выпускников Синодального училища, способствуя реализации их таланта.

«Влияние Великого Князя Сергия Александровича на развитие музыкальной культуры, участие в привлечении средств на строительство нового здания Консерватории, влияние на развитие Императорского Русского Музыкального Общества, Филармонического общества и покровительство Елизаветы Фёдоровны музыкально-драматическому училищу и Синодальному училищу – все это отражено на выставке и ещё раз говорит нам о том, что знаменитая формула графа С.С. Уварова «Самодержавие, Православие, Народность» – это не пустые слова. Это три столпа на которых держалось российское благополучие и истинная забота Государей о развитии своего народа, о просвещении молодёжи на основании традиционной российской культуры, на основании православных Евангельских ценностей. Это та основа, на которую мы должны опереться и идти в будущее» - отметила глава Фонда ЕСПО.

В залах, открывающих новые страницы истории Синодального хора, где рассказывается о триумфальных гастролях выдающегося коллектива в Западной Европе в 1911 году, о Советском периоде в деятельности хора и его сегодняшнем дне, экскурсию продолжила Светлана Бельчинкова руководитель отдела научно-издательских программ фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». В экспозиции представлены предметы и документы из более чем 20 музеев и архивов России, а также из частных собраний. Выставка даёт возможность увидеть редкие книги, письменные источники, миниатюры, фотографии, уникальные музыкальные инструменты. Одно из центральных мест занимает фисгармония, принадлежавшая композитору, дирижёру, пианисту Сергею Васильевичу Рахманинову представленная Национальным музеем музыки, а также фисгармония Николая Васильевича Матвеева, церковного музыканта, регента хора, вновь открытого в 1948 году храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке, ставшего одним из центров возрождения хорового пения. Хотя Н.В. Матвеев не учился в Синодальном училище, но общался с его выпускниками и бережно сохранил, продолжил и преумножил уникальную исполнительскую линию и традиции русской духовной музыки, которые на протяжении нескольких веков представлял Московский Синодальный хор. Церковный хор Матвеева возродил старую традицию Синодального хора – ежегодное исполнение Литургии П.И. Чайковского в день кончины великого композитора.

Переходя из зала в зал, посетители могли услышать записи различных духовных сочинений в исполнении Московского Синодального хора. Дополнена экспозиция выставки интерактивными мультимедийными материалами. Помимо этого, фондом ЕСПО подготовлен путеводитель по выставке.

По окончании экскурсии руководитель Детского отделения Московского Синодального хора Натальи Станиславовна Асмус поделилась своими впечатлениями от выставки «Глагол таинственный небес»:

«Нельзя не восхищаться огромной просветительской, культурной, духовной деятельностью Фонда «Елисаветинско-Сергиевское общество». Мы под огромным впечатлением от той колоссальной искусствоведческой работы, которая была проделана организаторами выставки и Анной Витальевной Громовой. Эта выставка глубоко раскрывает не только жизнь Синодального хора, но также знакомит с тем духовным пластом, который его окружал. Тот исторический контекст, который представлен на выставке, это необыкновенно интересно и познавательно. Мы с детьми под большим впечатлением, и когда встретимся на наших занятиях обязательно обсудим то что увидели и узнали. Это для нас стимул для развития и дальнейшей деятельности»

В интервью телеканалу «Союз» Анна Витальевна Громова отметила, что автором и куратором выставки «Глагол таинственный небес» Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» стал в год своего 10–летия.

«Работа Елисаветинско-Сергиевского общества на протяжении 10 лет касается всей Российской истории, не только 300-летней истории Императорской России. Она широко распространяется на русскую традицию времён первых Романовых. Из Елизаветинского движения, первых Елизаветинских маршрутов по России и зарубежью: Германии, Италии, Австрии, возник «Императорский маршрут», который обрёл статус национального туристского культурно-просветительского проекта и объединил на сегодняшний день 22 региона России. Регионы приходят со своими программами, которые касаются трудов выдающихся благотворителей, учёных, музыкантов инженеров, горнозаводчиков, педагогов, меценатов и таким образом складывается удивительная мозаика, палитра яркой картины жизни дореволюционной России. Непрерывность исторической традиции, сохранение духовно-нравственных ценностей, которые всегда лежали в основе российской культуры, вот что для нас важно сохранить и приумножить», - подчеркнула глава Фонда «Елисаветинско-Сергиевское общество».

Просветительская программа выставки "Глагол таинственный небес" будет продолжена.   Выставка "Глагол таинственный небес" продлится до 23 января 2022 года. В рамках проекта запланированы концерты, лекции и экскурсии по экспозиции.

Следите за анонсами событий на сайте Фонда ЕСПО, Синодального хора и ГЦМСИР.