Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- Просветительская программа Фонда ЕСПО в рамках выставки «Глагол таинственный небес» подарила зрителю новую встречу с прекрасной музыкой и знакомство с историей Синодального хора

Просветительская программа Фонда ЕСПО в рамках выставки «Глагол таинственный небес» подарила зрителю новую встречу с прекрасной музыкой и знакомство с историей Синодального хора

Просветительская программа выставки «Глагол таинственный небес», созданной к 300-летию Синодального хора Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», подарила зрителю новую встречу с прекрасной музыкой П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова, Ф. Шуберта, Э. Грига, А.Л. Гурилёва, Д.Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра, Р. К. Щедрина и других композиторов. Фортепианный концерт проходил под сводами исторического зала (Столовая Английского клуба) Государственного центрального музея современной истории России. Гостем музыкального вечера стал композитор, пианист, профессор РАМ им. Гнесиных Андрей Микита. С творчеством композитора тесно связана новейшая история Синодального хора. Порадовали зрителя своим выступлением юные музыканты фортепианных классов музыкальной школы им. Р.М. Глиэра.

IMG_1412.JPG

IMG_1382.JPG

IMG_1403.JPG

IMG_1427.JPG

Авторская экскурсия по выставке «Глагол таинственный небес» стала центральной частью вечера. Специалист просветительских программ Фонда ЕСПО Анастасия Чередойло провела посетителей по залам экспозиции, посвящённой шести векам русской духовной музыки от митрополичьего и Великокняжеского хора XIV-XVI вв. до Синодального хора. 

IMG_1504.JPG

IMG_1479.JPG

Особое внимание было уделено периоду расцвета уникального хорового коллектива, который пришёлся на 1890–1910 годы. Богослужения с его участием в кремлевском Успенском соборе, сопровождавшиеся возрожденными особыми древними распевами, являли собой подлинное искусство.

Акварель вид на Синодальный корпус .....jpg
Акварельный рисунок «Вид на Синодальный корпус, Мироваренную палату, Патриаршее крыльцо и здание казарм в Московском Кремле» позволил зрителю получить представление о том, как выглядели синодальные здания в Московском Кремле. Среди экспонатов выставки - настольная печать из золотистого топаза (мастер В. Реймер) Великого Князя Сергия Александровича, Высочайшего попечителя хора.

IMG_1509.JPG



Выставка возрождает из забвения имена уникальных композиторов, сотрудничавших с Синодальным хором: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Д. Кастальского, Н.А. Римского-Корсакова и других. Рассказывается о творческом взлете хора и его триумфальных гастролях в десятках стран мира. О судьбе композиторов и регентов Синодального хора после революции 1917 года.

IMG_1595.JPG

физгармонь Комарова.JPG

В экспозиции представлена фисгармония, история которой связана с именем Николая Васильевича Матвеева, регента храма «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке в Москве. Инструмент находился с середины XX века в левом приделе церкви. Раз в неделю, после вечернего богослужения, инструмент переносился в правый придел, где проходили репетиции хора. За инструмент садился сам Николай Васильевич Матвеев. Так продолжалось не одно десятилетие, вплоть до кончины Н.В. Матвеева в 1992 году. Николай Васильевич ценил творчество выдающихся русских композиторов. Событиями церковной и музыкальной жизни Москвы становились дни поминовения великих русских композиторов, когда хор Скорбященского храма за богослужением исполнял литургические циклы этих авторов. Особенно известными стали исполнения «Всенощного бдения» Рахманинова и «Литургии» Чайковского, собиравшие ценителей церковной музыки со всей Москвы. К сожалению, после кончины Николая Васильевича, многие заложенные им традиции были прерваны
DSC_3679.JPG
Завершает экспозицию зал посвящённый современной истории Синодального хора. Идея его возрождения возникла весной 2009 года, с назначением настоятелем храма «Всех скорбящих Радосте» митрополита Илариона (Алфеева). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возродить историческое имя Московского Синодального хора на базе церковного коллектива Скорбященского храма.

IMG_1619.JPG

После знакомства с выставкой композитор, профессор Российской Академии Музыки имени Гнесиных Андрей Микита отметил.

IMG_1624.JPG

IMG_1869.JPG
«Я знал, что эта выставка открылась. Я предполагал, что она стандартная, юбилейная, и даже отчасти формальная. Но то, что я увидел поражает! В экспозиции подлинники живописных картин, рукописей, документов, нот, редких певческих книг, икон, фотографий, которые предоставлены крупнейшими музеями Москвы и со всей России. Прикоснуться к этой истории, почувствовать свою причастность к ней, очень приятно. Я буду всем своим коллегам музыкантам рекомендовать посетить выставку. Кажется, что Синодальный хор - это что-то специфическое, хоровое и даже ещё более узкое, связанное с Православной церковью. На самом деле, здесь история, переплетённая с историей России, а за счёт композиторов, которые писали свои произведения для Синодального хора, среди которых П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.Д. Кастальский, Н.А. Римский-Корсаков и многие другие, выходы на всю музыку мировую».