Патриарх Тихон и Великая княгиня Елисавета Феодоровна. С молитвой о России
В этот день, 18 (5) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя, впервые за почти 200 лет, состоялись выборы первого Патриарха Московского и всея Руси. Ковчежец, куда были опущены жребии с именами кандидатов, в начале Литургии установили перед перенесенной из Успенского собора Владимирской иконой Божией Матери. После окончания Литургии из алтаря вышел старец Алексий из Зосимовой пустыни и после усердной молитвы с земными поклонами достал жребий, на котором было написано: «Тихон, митрополит Московский». Хор возгласил «аксиос», и все запели «Тебе Бога хвалим». Не лишним будет упомянуть, что время избрания нового патриарха выпало на тяжелое для Русской Православной Церкви время перехода к иной, самостоятельной жизни в условиях нового государственного строя. И переход этот был крайне тяжелым и кровавым. Открыто столкнулись два мира - религиозный и атеистический. И только мудрость и кротость Патриарха Тихона, его покорное следование воле Всевышнего и понимание грозящей Русской Православной Церкви опасности, смогло предупредить резкие шаги сторон и смягчить возникшее обострение.
Слова, сказанные им 21 ноября на день Поставления его в Патриархи Московские и всея Руси, знаменательны: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач и стон и горе и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (см.: Иез. 2,10; 3,1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину! Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни».
Став незримым свидетелем конца последней царствующей династии, Патриарх Тихон (Белавин), конечно, молился за судьбы последних ее представителей, зная и чувствуя их неотвратимую гибель. Особым образом, последние месяцы жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны оказались связанными с именем Патриарха Тихона.
«1917 год. 21 ноября. Москва. Успенский собор. Настолование святейшего Патриарха Тихона. Кончается Божественная литургия. Из алтаря выходит диакон и от имени патриарха подносит большую просфору женщине в монашеском одеянии, скромно затерявшейся в толпе… Воскресившая образы древних русских княгинь, вдова мученически погибшего ревнителя православия Великого князя Сергия Александровича Великая княгиня Елисавета Феодоровна с князем Игорем Константиновичем присутствуют на богослужении, как бы представляя томящуюся в Тобольске царскую семью… Вручен митрополитом Киевским Владимиром новому патриарху при проникновенном слове деревянный, простой черный жезл святителя Петра, ответствует святейший Тихон, понимавший всю тяжесть возложенного на него креста. Крестный ход выходит из собора. Патриарх шествует окруженный народом. Великая княгиня с группой лиц стоит на площади. Шествие приближается. Вдруг княгиня бросается в толпу, на несколько минут исчезает и затем возвращается к испугавшимся за нее спутникам сияющая тихой радостью. “Удостоилась получить благословение святейшего”,— говорит Великая княгиня, которой уготовлено было через полгода быть замученной врагами Христа Спасителя» (Н. Д. Тальберг. «Святая Русь»).
Осталось письмо Великой княгини Елисаветы Феодоровны, написанное ею Александре Олсуфьевой после Божественной литургии, отслуженной Святейший Патриархом Московским и всея Руси Тихоном, во время которой она получила его благословение. Она писала: «Святой Кремль с заметными следами этих печальных дней был мне дороже, чем когда бы то ни было, и я почувствовала, до какой степени Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытывала такую глубокую жалость к России и к её детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребёнок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Но Бог в Библии показывает, как Он прощал Свой раскаявшийся народ и снова даровал ему благословенную силу. Будем надеяться, что молитвы, усиливающиеся с каждым днём, и увеличивающееся раскаяние умилостивят Приснодеву и Она будет молить за нас Своего Божественного Сына и что Господь нас простит".
В 1918 г. в день празднования Иверской иконы Божией Матери, после молебна, отслуженного Патриархом Тихоном в Марфо-Мариинской обители, Великая княгиня Елисавета Феодоровна была арестована. Известно, что до ареста у Великой княгини с патриархом состоялся непродолжительный разговор. О чем он был? Возможно о предстоящих страшных испытаниях, которые ждали княгиню?
Пожалуй есть еще одна дата - свидетельство невидимой связи с Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Святейшего патриарха Тихона. В Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья (в 1891 г.) совершилось Таинство Миропомазания Великой княгини Елизаветы Феодоровны и ее переход в Православную Веру. После Миропомазания Император Александр III благословил свою невестку маленькой драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елисавета Феодоровна не расставалась всю жизнь и с ней на груди приняла мученическую кончину. Когда тела алапаевских узников и Великой княгини Елисаветы Феодоровны подняли со дна шахты, то увидели на обратной стороне иконы сохранившуюся надпись «Вербная Суббота. 11 апреля 1891 года».
На Вербное Воскресенье был похоронен Святейший патриарх Тихон (7 апреля 1925 г.). 22 февраля 1992 года в Донском монастыре г. Москвы Промыслом Божиим были обретены нетленными мощи Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси, считавшиеся до этого утраченными. В обретении мощей Святейшего принимал участие нынешний наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), в то время иеромонах, насельник Донского монастыря. Архимандрит Тихон свидетельствовал, что при обретении мощей Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси, обнаружилась ветка вербы - знак праздника, в который был погребен Святитель Тихон.