Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- "Кондитерский король" дореволюционной России

"Кондитерский король" дореволюционной России

На Светлой Седмице научная библиотека Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества пополнилась интереснейшим изданием об известных  предпринимателях-кондитерах Абрикосовых, с конца  XIX века являвшихся поставщиками Двора Его Императорского Величества. Сегодня мы расскажем об истории династии, выдающиеся представители которой отличались талантом, предприимчивостью и новаторским подходом в кондитерском деле. 

8700.png

Дмитрий Абрикосов "Абрикосовы - Московские кондитеры, меценаты и благотворители", издание Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество"

Покупая конфеты и шоколад кондитерской фабрики имени П.А. Бабаева, далеко не все знают, что еще 85 лет назад она называлась «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей». Алексея Ивановича Абрикосова (1824-1904) еще при жизни называли «шоколадным королем». В начале XX века сладостями торгового дома Абрикосовых лакомился каждый второй житель Российской Империи. Ассортимент фабрики был огромен – 750 наименований: карамель «Раковые шейки» и «Утиный нос от кашля», мармелад «Лилипут» и «Царский», кофе, какао, марципаны, пряники, печенье, варенье, пастила, каштаны в сахаре… Некоторые изделия были уникальны, например, «ералаши» (коробки с конфетами ассорти), шоколадные зайцы и Деды Морозы в разноцветной фольге, а также прародители киндер-сюрпризов – конфеты и полые шоколадные яйца на Пасху с вложенными внутрь игрушками, открытками, головоломками и миниатюрными книжками, известными как «шоколадная библиотека» Абрикосова. Алексей Иванович нарушил западную монополию на производство глазированных фруктов: после раскрытия секрета их изготовления фирменными изделиями фабрики стали арбузы, сливы и вишня в шоколаде. Была запатентована машина для производства мармелада. Впервые в России освоена технология консервирования овощей и фруктов, зефира и конфет от кашля. О шоколаде Абрикосова ходили легенды.

8701.jpg

Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), предприниматель, кондитер, меценат, основатель "Фабрично-торгового товарищества А.И.Абрикосова сыновей"

Высокому и статному Алексею Ивановичу необыкновенно шла его звучная фамилия, которая досталась от деда – крепостного крестьянина Степана из Пензенской губернии. Помещица Левашова гордилась своим крепостным, никто в округе не умел готовить такой нежной абрикосовой пастилы. Когда ему было 64 года, он уговорил барыню отпустить его в Москву на оброк зарабатывать деньги. В Первопрестольной, как и в родной деревне, Степан варил свои фирменные сладости, которые заказывали на званные вечера, чиновничьи балы и купеческие свадьбы. Уже через несколько лет он выкупил вольную для своей семьи, открыл собственную бакалейную лавку и официально приписался к Семеновской купеческой слободе. Качество продукции было столь высоко, что игумен Ново-Спасского монастыря в Москве за абрикосовую пастилу и мармелад благословил Степана иконой, ставшей фамильной реликвией. В 1814 году, когда встал вопрос официальной регистрации кондитерской мастерской, на семейном совете было принято решение взять фамилию Абрикосовых.

8702.png

После смерти Степана дело успешно продолжил его сын Иван Абрикосов (1792-1848), унаследовавший небольшой, но крепкий бизнес с «фирменным» ассортиментом и постоянной клиентурой. Но Ивану этого было мало. Он решил превзойти конкурентов, выписал к себе в качестве работников крепостных родственников из той же пензенской губернии и стал выпускать больше пастилы и варенья. Вместе с братом Василием купил табачную фабрику, а для расширения кондитерского производства взял в банке кредит, но не смог расплатиться, семья влезла в долги. Из-за резкого ухудшения финансового положения семьи в 1838 году пришлось продать табачный бизнес, отозвать четырнадцатилетнего сына Алексея из Коммерческого училища и отдать «в люди» в немецкую кондитерскую фирму Гофмана, поставлявшую Абрикосовым сахар и орехи. Именно отсюда Алексей Иванович Абрикосов начал свой путь к всемирной славе «шоколадного короля» России.

8703.png

Алексей Иванович и Агриппина Александровна Абрикосовы (из собрания Михаила Жабина). 1850-е гг

8704.jpeg

Кондитерскими секретами с новым подмастерьем у Гофмана никто не делился. Более того, немцы-кондитеры вообще не говорили по-русски. Однако через полгода подросток, окруженный чужими людьми, вдруг начал общаться на немецком, да так преуспел во всем, что Гофман доверил Алексею вести бухгалтерию. В 1848 году с разницей в несколько месяцев умирают отец и дядя. Алексей, ставший после смерти отца главой семьи, решает покинуть службу у Гофмана и сосредоточить все свое время и силы на собственной мастерской. Немцу хоть и нужен был такой работник как Алексей, препятствовать ему не стал, более того, он обещал постоянный кредит и помощь в развитии кондитерской мастерской. Да и со своей будущей женой Алексей Иванович познакомился в доме Гофманов. Добрые отношения между Абрикосовыми и Гофманами сохранялись долгие годы, даже после отъезда семьи Гофманов в Дрезден. Сыновья Алексея Ивановича, получавшие образование в университетах Германии, не раз останавливались на жительство у Гофмана и всегда встречали радушный прием.

8705.png

Алексей Иванович Абрикосов с сыном Иваном и зятем Федором Шемякиным. На фабрике Шемякиных в Москве производилась упаковка для кондитерской продукции Абрикосовых

Началом предпринимательской деятельности Алексея Ивановича стала небольшая «конфектная» мастерская, которую он открыл на Варварке. Поняв, что на изысканных рецептах с ручным трудом успеха не добиться, Алексей Иванович покупает станки для терки миндаля и прессовки монпасье, наняв для работы на них 24 рабочих. Продукция Абрикосова все шире завоёвывает рынок, разрастается клиентура, растет репутация. Весной 1879 года Алексей Иванович приобретает в Сокольниках земельный участок площадью 4 гектара и строит кондитерскую фабрику. Одним из первых устанавливает паровые машины мощностью 12 лошадиных сил, проводит электричество, газ, покупает новые станки и производственные линии, подводит к фабрике отдельную ветку от Ярославской железной дороги. Молодой купец сразу понял - мало произвести продукт, пусть даже несравненного качества и вкуса - важно его продать. Подталкивала к этому и жесткая конкуренция с иностранными кондитерами - «Эйнемъ», «А.Сиу» и «Жорж Борман», чья продукция тоже имела своих покупателей. Поэтому параллельно с механизацией мастерской и привлечением наемных рабочих, Алексей Иванович создает в Хамовниках упаковочное производство под руководством известного живописца Федора Шемякина и разворачивает мощную рекламную компанию, масштабы которой впечатляют и сегодня.

8706.png

Реклама Торгового дома размещалась во всех крупных газетах и журналах, она манила прохожих яркими вывесками в витринах магазинов, огромными плакатами на стенах домов, листовками на афишных тумбах. Печатались специальные красочные прейскуранты – прообразы современных рекламных буклетов, оповещавших о новинках - халвы сахарной, «конфект» или мармелада «Лилипут», в конце текста звучал призыв: «Требуйте!». Устраивались благотворительные акции. Например, всем гимназистам к столетнему юбилею А.С. Пушкина по инициативе Алексея Ивановича бесплатно раздавали шоколадные медальоны, на одной стороне которых был изображен портрет великого поэта, а на другой – название кондитерской фабрики. В довесок школярам вручались календари с указанием всех праздничных дней в году.

8707.jpg

Позже, когда у Абрикосовых появились фирменные магазины – роскошно оформленные, блиставшие зеркалами и хрусталем, с вышколенными приказчиками – рекламные акции стали проводиться на месте продаж. Однажды, на Новый 1880 год в газетах Москвы появилось сообщение о том, что в одном магазине Абрикосовых работают только блондинки, а в другом – только брюнетки, что вызвало невиданный ажиотаж. Покупатели немедленно отправлялись проверить, так ли это на самом деле, а пока присматривались, заедали свой интерес абрикосовскими сладостями, дегустируя новую продукцию. Как написал один из московских журналистов, «… и Медный всадник не удержался бы и прискакал бы к нам из Санкт-Петербурга на дни проведения этой оригинальной рекламной акции…».

8708.jpg

8709.png

Фирменный магазин «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» в Верхних торговых рядах на Красной площади в Москве

Понимая, что главным потребителем сладостей являются дети, Абрикосов не скупился на разноцветные обертки, вкладыши с загадками, короткими стишками и познавательными заметками в качестве дополнения к любимым конфетам. Абрикосовских симпатичных зайцев, белок, уток и цапель знали все. «Гусиные лапки», «Утиные носики», «Раковые шейки» - все это конфеты со столетней историей. Именно Алексей Иванович придумал заворачивать в разноцветную фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов, без которых сейчас трудно представить Новый год. Другой излюбленный прием «шоколадного короля» - обращаться к маленьким покупателям от «от лица» вымышленных персонажей и добродушных зверят. С афиш, буклетов и плакатов на сладкоежек смотрели домашние питомцы, диковинные рыбы и лесные обитатели. Как тут не купить хотя бы одну коробку сладостей.

8710.jpg

Упаковка, создаваемая известными художниками, была настолько красива и элегантна, что становилась предметом коллекционирования и передавалась из поколения в поколение как память об удивительных сладостях Абрикосовых. Мешочки, корзинки, бонбоньерки для шоколада, многочисленные коробки из картона, жести и стекла с литографиями и богатой росписью, дешевые и дорогие, простые и изысканные - собирали также увлеченно, как и открытки. На рекламу и упаковку уходил почти каждый пятый рубль прибыли.

8711.jpg

В начале XX века «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» был единственным отечественным торговым домом, который мог на равных конкурировать с иностранными кондитерами. С годовым оборотом в 2 миллиона рублей, выпуском 400 тонн кондитерских изделий и штатом в 2000 человек Товарищество входило в пятерку крупнейших кондитерских фирм России, при этом качество продукции и художественный уровень упаковки всегда оставались на высоте, что подтверждают награды Всероссийских Торгово-Промышленных выставок 1882 и 1896 годов. В 1899 году по распоряжению Императора Николая II Товарищество, одно из первых среди кондитеров, получило почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», с тех пор герб Российской Империи изображался на упаковке, этикетках, в рекламе и на вывесках магазинов.

8712.png

При всей занятости бизнесом главной жизненной ценностью Алексея Ивановича всегда оставалась семья. Его супруга, Агриппина Алексеевна Мусатова (1833-1901), была дочерью табачного фабриканта, которая не только принесла пять тысяч рублей приданного, послужившего начальным капиталом кондитерского предприятия Абрикосова, но и стала настоящей опорой в жизни. До сих пор она считается единственной женщиной в Европе, родившей 22 ребенка - 10 мальчиков и 12 девочек, 17 из них дожили до преклонного возраста. Все дети получили высшее образование, знали несколько иностранных языков, многие из них вошли в историю России как талантливые и видные деятели науки, политики, искусства, медицины, один стал Нобелевским лауреатом. Четверо сыновей продолжили фамильный бизнес и оказались не менее талантливыми предпринимателями, чем отец. Старший сын Николай возглавил московскую фабрику, Иван основал сеть фирменных кондитерских магазинов по всей России, Владимир успешно реализовал «крымский проект» по консервированию овощей и фруктов, открыл шоколадное и карамельное производство, Алексей продвинул «сахарный проект», став управляющим нескольких сахарных заводов в Крыму.

8713.png

Производство консервов на фабрике в Симферополе. Из юбилейного альбома 1888

Когда супруги Абрикосовы праздновали золотую свадьбу, собралось 150 человек прямых потомков, дети засыпали их цветами и преподнесли золотые венцы, украшенные бриллиантами. Для своих многочисленных внуков Агриппина Алексеевна построила под Москвой дачу-усадьбу, которую так и назвала – Внуково. Впоследствии это название перешло на московский городской поселок, а затем и на столичный аэропорт Внуково. В частично сохранившейся усадьбе в настоящее время располагается детский дом.

8714.jpg

Усадьба "Изварино" (Внуково)

Как и большинство состоятельных людей того времени, Абрикосовы много занимались благотворительностью, Алексей Иванович любил говорить: «Если Бог дал человеку деньги, верни их через благотворительность». Все началось с ежегодных сторублевых пожертвований в адрес Комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненых в войне с Турцией, членами которого Абрикосовы состояли с 1877 по 1886 год. Затем семья вошла в состав еще полутора десятка обществ, стала попечителем шести ремесленных училищ, нескольких московских больниц, в числе которых была и детская Морозовская, взяла шефство над знаменитым храмом Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, где Алексей Иванович был старостой прихода вплоть до самой смерти в 1904 году (храм поражал величественной архитектурой, к сожалению он был взорван в 1936 году), оборудовала несколько приютов для бездомных и передала 100 000 тысяч рублей на перестройку здания Московской Консерватории.

8715.jpg

Главным делом, которому Агриппина Алексеевна Абрикосова посвятила остаток своей жизни, была организация в Москве бесплатного роддома. В конце 1889 года ее стараниями на Миусской улице был открыт «бесплатный родильный приют и женская лечебница с постоянными кроватями Агриппины Александровны Абрикосовой». Первый параграф устава гласил: «Содержится за счет учредительницы». Заведующим приютом был назначен зять Агриппины Алексеевны, знаменитый врач-акушер А.Н. Рахманов, муж ее дочери Софии. В год через приют проходило более двухсот рожениц, а детская смертность и патология составляли небывалую для того времени цифру – всего один процент. В 1901 году после смерти Агриппины Алексеевны в соответствии с ее завещанием муж, дети и внуки обратились к городскому голове со следующим заявлением: «Имеем честь просить Ваше Сиятельство довести до сведения Московской городской думы, что мы желаем пожертвовать капитал в размере 100 000 тысяч рублей на устройство в Москве бесплатного родильного приюта…. Весь жертвуемый капитал в 100 000 тысяч рублей предназначается на постройку зданий и оборудование приюта…. Приют должен именоваться «Городской бесплатный родильный приют имени А.А. Абрикосовой» и служить для удовлетворения неимущего класса городского населения». Освящение построенного родильного дома состоялось 25 мая 1906 года, в роддоме была развернута 51 койка, а медицинское оборудование и хирургические инструменты были привезены из Парижа. После революции роддом перестал носить имя многодетной матери и получил имя Н.К. Крупской. А когда в 1925 году с поста главного врача ушёл А.Н. Рахманов, имя Агриппины Александровны на долгие годы было вычеркнуто из истории родильного дома и многими забыто. Только в 1994 году потомки Абрикосовых добились возвращения роддому имени его основательницы. До своего окончательного закрытия в 2012 году, он был одним из лучших роддомов в Москве и назывался – Городской родильный дом №6 имени А.А. Абрикосовой. В настоящее время в бывшем роддоме размещено ГКУ Соцэнерго, руководители которого в 2016 году на территории бывшего родильного дома установили единственный памятник многодетной матери в Москве, посвященный Агриппине Александровне Абрикосовой.

8716.png

Городской родильный дом имени А.А.Абрикосовой на Миусском поле в Москве. После её кончины семьёй было принято решение об увековечении памяти Агриппины Александровны. На здании рельефной кирпичной кладкой была выложена надпись "ГОРОДСКОЙ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ ИМЕНИ А.А.АБРИКОСОВОЙ"

К концу жизни Алексей Иванович Абрикосов был действительным статским советником, кавалером многих Императорских Орденов, бессменным Председателем одного из лучших в России коммерческих училищ «Московской Практической Академии коммерческих наук» (ныне Плехановская академия), основанной на его же деньги, бессменным Председателем Совета Московского учетного банка.

8717.png

Семейный портрет, сделанный на свадьбе одной из внучек основателя династии Абрикосовых, Веры Николаевны. Фотография сделана во дворе родового гнезда династии, 1896

До 1917 года кондитерская фабрика успешно работала под управлением сыновей и внуков, после революции она была национализирована, имя Алексея Ивановича Абрикосова было незаслуженно забыто, а его детищу, огромному кондитерскому концерну присвоили имя председателя Сокольнического райисполкома Петра Акимовича Бабаева, бывшего слесаря трамвайного депо, находившегося рядом с фабрикой. Однако еще до 30-ых годов на кондитерских этикетках и упаковках после слов «Кондитерская фабрика имени рабочего П.А. Бабаева» продолжали писать в скобках: «быв. Абрикосова». Старая торговая марка, над созданием которой трудились 4 поколения кондитеров оставалась залогом качества и помогала сохранить покупателя.

Алексей Иванович и Агриппина Алексеевна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 году монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.