Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- К 175-летию со дня рождения Императора Александра III и 125-летию основания Русского музея

К 175-летию со дня рождения Императора Александра III и 125-летию основания Русского музея

С 19 марта по 10 мая 2020 года в Михайловском замке, одном из филиалов Русского музея в Санкт-Петербурге, проходит выставка «Александр III. Император  и коллекционер».  Событие приурочено к 175-летию со дня рождения  Императора Александра III (1845-1894) и 125-летию основания знаменитого Русского музея, который с момента открытия  именовался Музеем Императора Александра III – ведь именно художественное собрание Государя составило основу музейной коллекции. Экспозицию до закрытия музея на "карантин" в связи с пандемией  коронавируса успела посетить руководитель научно-издательского отдела  Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Светлана Владимировна Бельчинкова. 

8795.png

В.А.Серов "Портрет Александра III с рапортом в руках" 1900. Государственный Русский музей

Император Александр III был очень увлечен изучением истории и искусств, поддерживал создание художественных музеев в обеих столицах и по всей России (например, Общества поощрения художеств и музея при Училище барона Штиглица). Он начал собирать предметы живописи и декоративно-прикладного искусства еще будучи Цесаревичем. Вступив на престол, Александр III стал покровительствовать художникам-передвижникам, способствовал реформированию Академии художеств, созданию художественных училищ и школ. В 1883 году Александр III задумался о необходимости создания в Санкт-Петербурге музея русского искусства как выставочного центра.

8796.jpg

Михайловский (Инженерный) замок в Санкт-Петербурге

8797.png

8798.png

К.Б.Вениг "Русская девушка". 1889. Государственный Русский музей

В юбилейной экспозиции представлено около 300 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из музеев и архивов России: Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея истории религии, ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Царское Село», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Псковского областного историко-архитектурного музея-заповедника, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива литературы и искусства, а также из частных коллекций.

8799.png

8800.png

В.Д. Поленов "Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича в Брестовце". 1878. Государственный Русский музей

Экспозиция состоит из нескольких тематических разделов: это коллекция Александра III в Аничковом дворце, живописные и графические серии, посвящённые Русско-турецкой войне и путешествиям Императора и его семьи по России и Финляндии; работы, повествующие о придворной жизни этого времени, картины и рисунки супруги Александра III, Императрицы Марии Фёдоровны, рисунки самого Императора в его бытность Великим Князем, а также их детей; восточная коллекция декоративно-прикладного искусства; свидетельства становления «русского стиля» в искусстве. Александр III уделял декоративным искусствам самое пристальное внимание и как Император считал своим долгом поддерживать отечественную художественную промышленность - уникальные образцы прикладных искусств, массовое производство и даже кустарные изделия. Личному вкусу Императора обязаны своему широкому распространению три отличительных явления отечественного прикладного искусства второй половины XIX века: «русский стиль», Императорский фарфор и изделия фирмы Фаберже. В продвижении "русского стиля" немалую роль сыграла сложившаяся во второй половине XIX столетия практика проведения международных выставок, которые требовали «национального искусства».

8801.png

Выставка «Александр III. Император и коллекционер» в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург)

8802.png

Также зрителям представлены редкие архивные фотографии, картины и рисунки Дмитрия Гаврильцева, Константина Савицкого, Михая Зичи, Василия Поленова, Николая Ге, Рудольфа Френца, Альберта Бенуа, скульптуры Марка Антокольского и Владимира Беклемишева и других мастеров, предметы китайского декоративно-прикладного искусства, датский фарфор, коллекция костюма, мебели и многое другое.