Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- И.Н. Слюнькова "Гибель дворцово-паркового ансамбля Ильинское и вопросы дальнейшего пребывания памятника в культуре"

И.Н. Слюнькова "Гибель дворцово-паркового ансамбля Ильинское и вопросы дальнейшего пребывания памятника в культуре"

Осенью 2020 года появились сообщения об окончательном сносе сохранявшихся подлинных фрагментов, последних следов исторической застройки дворцово-паркового ансамбля Ильинское [1]. Наметилась линия разлома и замещения памятника новым частным строительством, объектами архитектуры наступившего будущего. В пору задуматься над тем, каким образом меняется фокус нашего зрения на памятник, которого в реальности уже не существует. В чем будет состоять значение утраченного объекта наследия, и каковы перспективы дальнейшего пребывания его в культуре. Рассмотрим два пути, один из них связан с историей архитектуры, другой затрагивает сферу сакрального и мифа. 

Нормативные критерии оценки объекта наследия обычно сводятся к двум позициям. Важнейшими являются художественные характеристики памятника: стиль, композиция, формы,  конструкции, материалы, исполнительское мастерство, авторы, история и др. Но также важны эксклюзивные качества, скажем, такие как художественные смыслы произведения искусства, которые в дальнейшем постараемся раскрыть, используя понятие архитектурный замысел императорского Ильинского.

008025.png

Другой критерий – мемориальная значимость, причастные к памятнику имена, события и др. Мемориальная ценность Ильинского во многом связана с пребыванием в нем представителей русской императорской фамилии, чьи образы обладают огромной обобщающей силой: Александр II и Императрица Мария Александровна, Александр III и Императрица Мария Федоровна, Вел. кн. Сергей Александрович (1881) и Вел. кн. Елизавета Федоровна, Николай II и Императрица Александра Федоровна и др.

008026.png

Императорское Ильинское складывалось в эпоху историзма, оно было куплено Александром II для супруги Императрицы Марии Александровны. Идея превращения сложившейся усадьбы в место летнего отдыха царской семьи была сопряжена с событиями крестьянской реформы 1861 года, наступлением нового этапа истории, затронувшего привычные устои жизни России. Ильинское следует назвать определенным артистическим жестом государя, в направлении обретения большей внутренней свободы, отказа от излишних церемониальных условностей, нового опыта организации своего личного пространства, обустройства частной жизни семьи.

В искусстве господствовало мироощущение эпохи позднего романтизма, одним из течений которого являлся национальный романтизм. Старинная подмосковная усадьба, очевидно, наделялась значением эпического образа со своей драматургией и обращением к историческим национальным корням культуры. Сошлемся на великого В. Гете, чтобы напомнить о законах жанра искусства той эпохи. Он говорил, что в эпосе реальная действительность, историческая и современная, будут представлены в качестве враждующих миров, в которых побеждающий укажет путь на истинное положение дел, понятий справедливости, раскладе сил и воле проведения (В. Гете. Соч. СПб., 1842. С. 26). Примерно те же смыслы определяли замысел Ильинского в назначении царской резиденции.

Планы Александра II относительно Ильинского вызывали недоумение у московских чиновников Департамента уделов, предлагавших царю взамен усадьбы взять Царицыно с восхитительным парком. Приводились доводы, что оно действительно царское, строилось Екатериной II, хотя и не было достроено по воле Павла I. Но монаршая семья не поддалась на уговоры и предпочла обживать Ильинское.

Его история корнями уходила в Средневековье и связана была с царским родом Романовых. Построил усадьбу овеянный славой, легендарный герой войны с Наполеоном, граф И.А. Остерман-Толстой. Жизнеутверждающий облик усадьбы как будто олицетворял собою настроения пафоса победы русского оружия и возрождения из пепла Москвы после войны 1812 года. Доподлинно неизвестен архитектор Ильинского, но вероятнее всего, им был даровитый крепостной князя И.Н. Римского-Корсакова, отпущенный на волю мастер Т.Г. Простаков, участник строительства послепожарной Москвы. Он спроектировал в Ильинском дворец, жилые, служебные здания, павильоны парка, пристроил к купольной церкви 1730 года колокольню и симметричные приделы.

Императрица Мария Александровна, накануне покупки, видела только изображения Ильинского, – литографии усадьбы художника А. Беггрова, представлявшие дворец и парк имения в духе романтизма. Дворец на литографии выглядел довольно необычно. Ампирный изящный дом с треугольным фронтоном опирался на подобную античным акведукам массивную величественную протяженную каменную аркаду. Сооружение впечатлающе разместилось на высоком берегу Москвы-реки, с довольно хаотичной зеленью прибрежного парка на склоне. Напротив дворца, по другую сторону реки, на заливном лугу, и ближе к зрителю, изображалась бытовая сцена сельской ярмарки, с фигурами пестрого разночинного люда.

Благодаря приобретению усадьбы, монаршая семья, как будто«встраивалась» в общество коренного московского дворянства, входила в гущу жизни многосословного русского общества. Выражение готовности царя быть рядом с подданными проявлялось в мелочах. По поводу первого приезда Александра II в Ильинское газета «Весть» публиковала разговор с крестьянами, пришедшими приветствовать царя. Дословно приводилась фраза монарха, что «на будущий год ожидайте нас всех: мы приедем к вам жить», на что ободренные разговором с самим государем ильинцы отвечали криками «ура» (15 августа 1864). Сложившийся уклад жизни семьи императора, с ее нравственными, духовными принципами, повседневными потребностями, привязанностями и привычками, в Ильинском постарались соотнести с укладом жизни русского поместного дворянства.

00827.png

Московская пресса подробно писала о народном празднике, устроенном царской четой в Ильинском 20 июля 1869 года. Его проводили на том же лугу, что и ежегодные сельские ярмарки. Программа торжества во многом повторяла народное гуляние коронации Александра II 1856 года на Ходынском поле. Те же самые мачты для лазания, качели, карусели, спортивные состязания, театр и цирк, запуски воздушных шаров и фейерверк в финале. Но в подмосковной усадьбе царский павильон, по сравнению с ходынскими торжествами, строить не стали, и монаршая семья расположилась среди местного дворянства. Ильинский праздник был запечатлен художником, и литография рисунка хранится в Эрмитаже. На ней, правее центра листа, среди фигур второго плана не сразу можно разглядеть царя и его супругу, сидящую в кресле.

008028.png

Традиция ярмарок, гуляний задержалась в Ильинском до первой русской революции. На том же самом лугу Елизавета Федоровна устраивала ежегодную беспроигрышную лотерею для местных крестьян. И атмосферу одного из этих праздников передает фотография 1901 года.

Эпически Ильинское наполнялось идеями отражения нравственного мира. После необходимых усовершенствований оно отвечало насущным потребностям монаршей семьи и требованиям высокого императорского искусства. Между тем, подмосковное имение кардинально отличалось от классических знаменитых царских дворцово-парковых ансамблей, расположенных под Петербургом. Важной составляющей окружающего предметного мира в Ильинском становилось не только парадное ядро имения, но и обыкновенное, обыденное пространство – бескрайние пашни и луга, «неудобные» земли и леса, крестьянские хозяйства, избы, села и деревни. Архитектура послужила средством перемещения и погружения царственных хозяев в идентичную среду дворянского землевладения, где, собственно, и разворачивались эпохальные события отмены рабства в России.

Очевидно, фабулой сценографии императорской резиденции становилась национальная, почти что, былинная модель русской жизни: барские хоромы над рекой и храм, за которыми крестьянские дворы, земельные угодья, иначе «русская земля». Программной целью искусства выступала мифологизация своего национального прошлого и стремление представить некую идеальную частную модель будущего, отыскать художественный эквивалент, на тот момент одной из официальных формул власти, – «единение царя и народа».

008029.png

Живописные дали, открывавшиеся вокруг усадьбы, запечатлел художник П.А. Нисевин. Папка его работ с панорамными видами Звенигородского уезда, окрестностей Ильинского была подарена монарху Московским обществом охоты. Оно устроило для Александра II показательное состязание охотников в Ильинском (22 августа 1866). На одной из подаренных акварелей показана панорама усадьбы с противоположного берега реки. На ней находим силуэт павильона Обсерватория в парке, силуэты дворца и храма, оранжереи, и даже вдалеке за ними панораму знаменитого ансамбля Архангельского. Другая акварель «Вид с. Ильинское с Глуховской горы» показывала бескрайнюю волнистую гладь полей, где далеко за перелесками выступали доминанты куполов и шпилей храмов, включая Ильинское.

008030.png

Усадьба мыслилась масштабами генплана имения, пространство которого на чертеже, словно яркий цветной ковер с детальным изображением проекции двух дворцово-парковых ансамблей. На этом ковре, где в полную силу проступает картина удивительно красивого природного ландшафта местности с выразительным рельефом, словно вышитые драгоценные узоры выступали господские дома и парки имения Ильинское и Усово.

Сохранение ампирной архитектуры, эстетизация безыскусного, намеренное «опрощение» визуальных образов парадного ядра Ильинского, – нисколько не отменяло качеств аристократизма. Подчеркнутая в архитектуре якобы обыкновенность императорского ансамбля, его уподобление множеству других дворянских усадеб, не отменяли строгих правил высокого художественного качества жилища. Неукоснительно придерживались требования разумной упорядоченности в архитектуре, тщательной ухоженности, безупречной аккуратности в застройке и парке, садовой декорации, ведении хозяйства и предельной гармонии резиденции с окружающими видами местности. Лучшие архитекторы Москвы и Петербурга академики Ф.Ф. Рихтер и А.И. Резанов призваны были обеспечить приспособление существующих зданий, построить новые сооружения в имении. Состоявшие на службе двора немецкие садовники К.И. Геккель, Ф.Д. Ланге, И.И. Фогт совершенствовали купленный парк. На соседних территориях они разбивали новые дорожки, предпринимали новые посадки, превращая их в дополнительные парковые пространства.

Утверждалась художественная и нравственная красота ансамбля Ильинского. Новое строительство фактически полностью переносилось на территорию села: мосты, дороги, комплекс Фермы с оснащением попоследнему слову техники, Птичник, две сельские школы, училище. Во владении великокняжеской четы вдоль улицы села, напротив усадьбы, построены были Родильный приют с необходимыми службами. Соседнее домовладение занял комплекс зданий Ясли для деток жителей села, позднее здесь располагался Лазарет для раненых и увечных солдат Русско-японской войны 1905 года. Благотворительные учреждения содержались на средства владельцев имения, под управлением назначенных ими лиц.

008031.png

Территории дворцово-паркового ансамбля Ильинского неотделимы были, как сказали бы сегодня, от сельской инфраструктуры имения. В застройке получили отражение конкретные дела, поступки и усилия по обеспечению жизни церковных приходов, школьного образования, медицинского обслуживания жителей. Среди ежегодных расходных книг по имению, одна целиком посвящалась нуждам местных служащих и крестьян, на обложке переплета стояло слово «Баготворительность».

Профессиональная архитектура сельской застройки, в назначении благотворительных учреждений,создания новых мест приложения труда, – отвечала требованиям рационализма. Проекты создавались по преимуществу в русском стиле. Сохранившиеся сельские здания представляют особую художественную, историческую и мемориальную ценность. Они располагались вдоль ограды дворцово-паркового ансамбля, а также на главной улице села, придавая парадному ядру имения новые краски и смыслы, как будто дополняя и внося демократические нотки в образ резиденции. Согласно целевой установке совершенствования места жительства крестьян, императорское Ильинское стояло у истоков начинавшихся в России процессов обновления архитектуры, структуры, облика и уровня культуры села и деревни послереформенной России.

Историко-культурная ценность памятников села Ильинское открылась только в наше время, когда насущной потребностью общества становится тема милосердия и благотворительности как основа традиционных ценностей истории страны. По инициативе Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и при поддержке благотворителей, инвесторов, защитников наследия, возрождаются остававшиеся долгое время в тени редкие образцы сельской архитектуры. Семантически и композиционно они были неотделимы от парадного ядра усадьбы, и по художественной, мемориальной ценности фактически ему амбивалентны.

008032.png

Недавно начаты работы по реставрации Родильного приюта, Лазарета в Ильинском, Народного училища в Усово. В них разместятся музеи, посвященные рассказу о малоизвестных сторонах повседневной жизни русского села на рубеже XIX–ХХ веков, таких как материнство, детство, школьное образование. В здании Лазарета планируется устроить Музей Российского общества Красного Креста, которое основала Императрица Мария Александровна и в работу которого огромный вклад внесли члены царской фамилии. Под началом Фонда ЕСПО сделан проект благоустройства села Ильинское с концепцией превращения мемориальных территорий на перспективу в современное доступное музейно-образовательное и рекреационное пространство.

Ильинское не раз становилось ареной исторических событий, в которых поступки огромной созидающей силы приходили в столкновение с драматическими коллизиями и трагедией личных судеб героев. Здесь место напряжения духовной жизни и здесь начало пути в православии прославленной хозяйки Ильинского Великой княгини Елизаветы Федоровны. Усадьба стала утешением в трудные дни для Николая II. Он поселился здесь вместе с Императрицей Александрой Федоровной и первенцем, годовалой дочкой Ольгой после трагедии Ходынской катастрофы, случившейся во время коронации 1896 года. 

С наступлением XXI века в Ильинском снова следуют события, которые нельзя назвать иначе, как случаи судьбы, предчувствия и проявления божественных энергий. В реальном пространстве бывшего имения Ильинское и Усово совершаются церковные ритуалы, молебны и службы, с кульминацией многотысячного Елисаветинского крестного хода, когда усадьбы превращаются в священное пространство. В церковных церемониях, обрядах на мемориальных пространствах усадьбы рождается образ церкви, земли, иконы св. прмц. вел. кн. Елисаветы, соединение земного и небесного. Реликвиями выступают материальные, подлинные следы царской усадьбы. На наших глазах топография Ильинского становится достоянием преданий, жития святых. 

Система жизни в начале нашего XXI века нацелена на осуществление реального будущего. Приметой времени становится стремительное частное строительство, включая окрестности Ильинского, где постепенно поглощаются застройкой любые мало-мальски  подходящие «свободные» участки земли. Полезные свойства историко-культурного и природного ландшафта, мемориальной значимости места остаются в цене с позиции престижности, репутационной и имиджевой выгоды, рентабельности финансовых вложений. В 2000-е годы на территориях заливного луга, напротив Ильинского, в пойме Москвы-реки, где раньше проходили народные праздники, – вырос импозантный коттеджный поселок. Его назвали, непонятно, с иронией или всерьез, «Царское село». Для справедливости заметим, что в застройке луга присутствуют достойные примеры зданий современной архитектуры.

В 1990-е годы территории самого дворцово-паркового ансамбля Ильинское, за исключением Ильинской церкви, были переданы в частную собственность. После этого постепенно и незаметно для окружающих один за другим демонтировали здания, парковые сооружения ансамбля. Охранный статус парадной части мемориальной усадьбы переквалифицирован на достопримечательное место, что предусматривает соблюдение некоторых общих условий, – градостроительных, ландшафтных, объемно-пространственных, архитектурно-стилистических. В итоге, собственник не должен соблюдать условий сохранения и использования самого объекта наследия. Не подлежат охране памятники архитектуры, парк и даже артефакты, подлинные фрагменты и реликвии, изъятые из контекста архитектурного ансамбля (разборка зданий производилась и проводится без присутствия архитекторов, музейщиков, органов охраны). 

Действительное положение дел, и будущее исторического ансамбля Ильинское доподлинно неизвестно. Уверенность застройщика, что с разрушением усадьбы ее площадка будет зачищена под строительство с чистого листа, представляется зыбкой. На самом деле, какой бы прекрасной ни была будущая архитектура зданий нынешнего владельца, ей все равно придется испытывать сравнение с той императорской усадьбой, какой она останется в рисунках, фотографиях, на архитектурных чертежах и реконструкциях. Физическое уничтожение ансамбля не стирает его присутствия в культуре, хотя и превращает исторический архитектурный и природный ландшафт в антимир, некое другое, альтернативное предметное пространство.

Ильинское символично и потому не укладывается в общие параметры определения ценности объекта. Принадлежность усадьбы к области сакрального и мифа отсылает ее к тем примерам, когда утраченный памятник, помимо нашей воли, продолжает существовать во времени. Грядущие радикальные перемены уводят Ильинское на новую орбиту «битвы миров», цена которой - образ нашего будущего.

Инесса Николаевна Слюнькова, доктор архитектуры, искусствовед, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук;

НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств;

Московская духовная академия.


[1] Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» выступает за сохранение и неприкосновенность мест памяти о святой преподбномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне в Ильинском. 29.09.2020 http://espo-fond.ru/index.php/soobchestva/1272-fond-elisavetinsko-sergievskoe-prosvetitelskoe-obshchestvo-prosit-vernut-pravoslavnym-mesta-svyatoj-pamyati-o-velikoj-knyagine-elizavete-fjodorovne-2; Константин Дворецкий. Операция «Ликвидация».В уникальной усадьбе жили Романовы и дед Путина. Теперь ее сносят втайне от всех.  https://lenta.ru/articles/2020/11/02/iliinskoye/

*****

На протяжении 10 лет Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» занимается сохранением культурного и природного наследия Императорской усадьбы «Ильинское-Усово», осуществляя свою деятельность по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и Всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Интерес к истории усадьбы и ее хозяев – Императора Александра II, Императрицы Марии Александровны, Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны Фонд ЕСПО поддерживает и в научном мире, организовывая в России и за рубежом научно-общественные конференции, совместные выставочные проекты с федеральными и региональными музеями. С 2019 года Фондом ЕСПО  при поддержке благотворителей и администрации городского округа Красногорск ведутся реставрационные работы в исторических зданиях Родильного приюта и Лазарета в селе Ильинском с целью дальнейшей музеефикации объектов. На днях администрацией Красногорского городского округа было принято решение о передаче здания Шахматного клуба в селе Ильинское с целью создания Свято-Елисаветинского просветительского центра для дополнительного образования детей.