Фонд ЕСПО принял участие в мероприятиях, посвященных 150-летию А.В. Щусева, в Республике Узбекистан
Глава Фонда ЕСПО Анна Громова приняла участие в торжественном открытии выставки, посвященной творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) – «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор». Выставка, приуроченная к 150-летнему юбилею Щусева проходит с 23 ноября 2023 года по 22 января 2024 года в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. На Международной научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию А. В. Щусева, Анна Громова выступила с докладом «Храмовое строительство А. В. Щусева по заказам Великой Княгини Елисаветы Феодоровны».
Выставка стала результатом совместной работы Министерства культуры Российской Федерации, Галереи изобразительного искусства Узбекистана, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Фонда развития науки и культуры «Таволга», Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско‑Сергиевское просветительское общество».
На состоявшейся 23 ноября 2023 года в Академии Художеств Узбекистана Международной научно-теоретической конференции глава Фонда ЕСПО Анна Громова, к.и.н., ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, выступила с докладом на тему «Храмовое строительство А. В. Щусева по заказам Великой Княгини Елисаветы Феодоровны».
Алексей Щусев – архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX – первой половины XX веков. Состоящая из двух тематических разделов выставка «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» представляет публике около 50 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. В экспозицию включено 350 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, документами, кинохроникой. Выставка позволит взглянуть на зодчего, как на великого мастера, востребованного на протяжении всей своей карьеры.
Для Музея архитектуры выставка «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» – один из самых масштабных зарубежных проектов за последние годы. Она занимает два выставочных зала Галереи изобразительного искусства Узбекистана: первая часть показывает весь творческий путь мастера, вторая часть посвящена работе архитектора в союзных республиках, в том числе в Узбекистане.
Комментируя открытие выставки, Анна Громова отметила: «Первые опыты храмоздательской деятельности Алексея Викторовича Щусева обозначили его как гениального художника, создателя уникальных архитектурных форм, шедевров прикладного искусства, оригинальных декоративных мотивов, восходящих к расцвету Византийского искусства и наивысшим достижениям древнерусского зодчества. Августейшие заказы семьи Императора Николая II, и в особенности, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, облекали Щусева высочайшим доверием решать самый широкий круг имперских идеологических задач: от утверждения русского присутствия у мощей святителя Николая в итальянском городе Бари (храм святителя и Чудотворца Николая с паломническим подворьем в Бари) до общероссийского почитания памяти героев Первой Мировой войны (храм Спаса Преображения на Братском кладбище в Москве) и запечатления в камне дел милосердия и помощи ближнему в созданной Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве (храм Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители)».
Экспозиция в первом зале раскрывает историю становления великого архитектора. Здесь показаны ранние самостоятельные творения и важные заказы Императорской семьи, работа над храмовыми постройками. Именно храмовое строительство стало главной темой дореволюционного периода творчества Щусева, и этот опыт подготовил его к будущим крупным и организационно сложным заказам. Одним из них стал Казанский вокзал в Москве – горячо любимый и самый трудный проект Щусева, работа над которым заняла 38 лет. На примере Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки и плана реконструкции советской столицы «Новая Москва» показана работа Щусева в первые послереволюционные годы. Особое место занимает история строительства Мавзолея В.И. Ленина – одного из ключевых и всемирно известных сооружений не только в творческом наследии Щусева, но и в истории русской архитектуры ХХ века в целом. В разделах «Конструктивизм» и «Возвращение к классике» на примере выдающихся построек советского периода раскрывается великолепное умение архитектора адаптироваться к быстро меняющимся художественным течениям.
На выставке особое внимание уделено и деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны, когда под его руководством велась работа по восстановлению разрушенных городов, начиналась реставрация повреждённых памятников древнерусской архитектуры. Показаны на выставке и проекты зданий научных учреждений по всей стране – наследие мастерской «Академпроект» 1940-х годов, которую возглавлял Щусев. В финале первой части экспозиции посетители смогут узнать о последнем и главном детище мастера – Музее русской архитектуры в Москве, созданном по его инициативе в 1945 году.
Вторая часть экспозиции посвящена работе Алексея Щусева в союзных республиках. Эта тема всегда занимала особое место в творчестве зодчего, который глубоко ценил национальные традиции и всегда старался сохранить и отразить национальный колорит в своих произведениях. Работая в республиках, Щусев приглашал местных народных мастеров, использовал национальные техники декоративно‑прикладного искусства. Широкий кругозор зодчего и глубокие знания в области истории искусства позволили ему индивидуально подходить к каждому проекту, связывать новую архитектуру с исторической памятью места, где он работал.
Еще в конце XIX века во время учебной поездки в Самарканд, где Алексей Викторович работал над обмерами гробницы Тамерлана Гур-Эмир, в молодом зодчем зародился интерес к местным архитектурным традициям. В 1930-1940-х годах Щусев создал проекты для Узбекской, Казахской, Туркменской, Грузинской, Азербайджанской, Украинской, Молдавской ССР. На выставке представлены проекты реализованных и нереализованных построек, хранящиеся в фондах Музея архитектуры в Москве: дома правительства в Самарканде, гостиницы «Интурист» в Батуми, здания Института Маркса‑Энгельса-Ленина в Тбилиси, Среднеазиатской библиотеки в Ташкенте, театра в Кишиневе, Академии наук Казахской ССР и правительственного особняка в Алма-Ате. Многие из этих произведений долгое время находились в тени известных построек Щусева и будут представлены на выставке впервые.
«Главным героем» второго раздела выставки является здание Театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте – одно из самых крупных сооружений зодчего, за которое в 1948 году он был награжден Сталинской премией Первой степени. Алексей Щусев начал работать над проектом еще в 1934 году, и за годы строительства облик будущего здания претерпел множество изменений, прежде чем открыть свои двери для зрителей 7 ноября 1947 года. История проектирования и строительства театра раскрывается в графических листах с вариантами фасадов, оформления интерьеров и даже фурнитуры грандиозного здания театра. Особое внимание уделено узбекским народным мастерам, которые внесли огромный вклад в художественное оформление здания, выполнив тончайшую резьбу по ганчу и дереву для интерьеров. На выставке можно будет увидеть архивные фотографии и кинохронику с мастерами в процессе работы, фотографии украшенных ими залов.
Архитектура выставки, разработанная Агнией Стерлиговой и командой архитектурного бюро Planet9, отражает основной замысел кураторов проекта: представить невероятно объемное и многослойное творчество Алексея Щусева во всем его многообразии и масштабе, структурируя пространство, уподобленное архитектурной мастерской с большими столами и многочисленными вариантами проектов на стенах.
Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 150-летию А. В. Щусева, открылась 23 ноября 2023 года в конференц-зале Академии Художеств Узбекистана приветственными словами Акмаля Нуридинова, Председателя Академии Художеств Узбекистана, Анны Громовой, Председателя Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, а также Натальи Шашковой, Директора Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
С научными докладами выступили: Анна Громова («Храмовое строительство А.В. Щусева по заказам Великой Княгини Елисаветы Феодоровны»), Наталья Шашкова («А.В. Щусев: хроника жизни и деятельности»), Алиджан Махкамов, директор Национального Архива кинофотофонодокументов Узбекистана («О документальном наследии академика А. Щусева в Национальном Архиве кинофотофонодокументов Узбекистана»), Анатолий Оксенюк, заместитель директора Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева по научной работе («Деятельность А.В. Щусева по исследованию, охране и реставрации памятников архитектуры в 1917-1940-е гг.»), Абдуманноп Зияев профессор Ташкентского Архитектурно-строительного института («Первый этап проектирования ГАБТ имени А. Навои с участием А.В. Щусева в 1934-35 гг.»), Юлия Старостенко, главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева («Проекты А.В. Щусева в жанре современной архитектуры 1920-х начала 1930-х гг.: поиски и решения»), Нигора Ахмедова, профессор Научно-исследовательского института искусствознания АН РУз («Росписи Чингиза Ахмарова в ГАБТ имени А. Навои: от эстетического к идеологическому модусу времени»), Полина Покладок, аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова («Проекты А.В. Щусева в республиках СССР в 1930-1940-е гг.»), Шоира Нурмухамедова, профессор Ташкентского Архитектурно-строительного института («Проблема синтеза искусств в архитектуре Узбекистана ХХ века»), Ксения Кокорина, заведующая отделом хранения архитектурной графики XX-XXI вв. Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева («Стилистические истоки и контекст мавзолея Ленина»), Дилафруз Кадырова, и.о. профессора Национального Института художеств и дизайна имени К. Бехзода («Первые сценические постановки Государственного Академического Большого театра имени А. Навои»), Элина Захарова, старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева («Роль А.В. Щусева в создании Музея архитектуры», Камола Акилова, директор Галереи изобразительного искусства Узбекистана («А.В. Щусев и традиционная художественная культура Узбекистана»).
Подводя итоги конференции, Глава Фонда ЕСПО Анна Громова завершила свой доклад словами: «Мы по праву можем считать Щусева художником мирового масштаба, который сумел воплотить созвездие своих талантов, благодаря присущим ему неиссякаемой творческой энергии, оптимизму, редкому трудолюбию и гениальному умению создавать шедевры для вечности и славы своего Отечества, невзирая на потрясения времени и смену политических режимов».