День памяти русского художника Михаила Васильевича Нестерова

31 мая 1862 года родился подлинно русский художник Михаил Васильевич Нестеров.
В 1907 году Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна пригласила Михаила Нестерова в Марфо-Мариинскую обитель для выполнения росписей храма Покрова Пресвятой Богородицы, построенного по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева.
Об этом периоде живописец писал в своих мемуарах и с глубоким уважением вспоминал Великую Княгиню:
«Беседы с Великой Княгиней оставляли во мне впечатления большой душевной чистоты, терпимости. Нередко она была в каком-то радостном, светлом настроении. Когда она шутила, глаза её искрились, обычно бледное лицо её покрывалось лёгким румянцем. Костюм её в те дни был по будням - серый, сестринский, с покрывалом, под ним апостольник, такой же, белый — по праздникам. Он сделан был по её рисункам, присланным мне для просмотра и потом подаренным мне на память».
«Она пришла радостная, оживлённая, приветливая. Обратилась ко мне со словами благодарности. Минута была не из лёгких. Я набрал воздуха в грудь, собрался с духом, и рассказал ей о беде с центральной фреской. Первую минуту Елизавета Фёдоровна была растеряна, а потом вдруг принялась меня утешать, уговаривать оставить картину, полагая, что со временем дырки можно будет закрасить, картину можно будет сохранить. Но мы сделали всё же так, как действительно было нужно. Счистили картину, и я переписал её на медном листе. Мы стояли у фрески «Благовещение» и Елизавета Фёдоровна сказала: «Я преклоняюсь перед вашим смирением. Должно быть, вы научились ему у Той, Которая всегда с любовью умела принимать любую волю Божью».
В 1912 году работа над росписями была окончена, а Покровский храм в Марфо-Мариинской обители освящен. Ка писал Михаил Нестеров: «За четыре года, что я проработал там, мне часто приходилось встречаться, говорить с настоятельницей Обители Великой Княгиней Елизаветой Федоровной… Не раз хотелось мне написать ее и казалось, что она не откажет мне попозировать. Таким тихим вечером на лавочке, среди цветов, в ее сером обительском одеянии, в серой монашеской скуфье, прекрасная, стройная, как средневековая готическая скульптура в каком-нибудь старом, старом соборе ее прежней родины... И мне чудилось, что такой портрет мог бы удасться».
В 1920 году Михаил Нестеров задумал написать портрет Великой Княгини. Но суждено было появиться только этюду к картине. В образе «Невесты Христовой» изображена Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Мы видим ее в одеяниях сестры милосердия: белом подряснике и такого же цвета апостольнике, с букетом бело-розовых цветов. Великая Княгиня показана обращенной к алтарной стене храма, в котором угадываются черты построек Марфо-Мариинской обители. На обороте паспарту автограф художника:
«Дарю на память о лучшихъ днях. Жене моей Екатерине Петровне Нестеровой. Мих. Нестеров.1920». Внизу поздняя приписка карандашом: «Этюд к картине "Невеста Христова"».