Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- Авторская экскурсия и Рождественский концерт прошли в рамках Просветительской программы выставки "Глагол таинственный небес»

Авторская экскурсия и Рождественский концерт прошли в рамках Просветительской программы выставки "Глагол таинственный небес»

23 декабря в Государственном центральном музее современной истории России в рамках Просветительской программы выставки "Глагол таинственный небес», посвященной 300-летию основания Синодального хора, состоялись авторская экскурсия Светланы Владимировны Бельчинковой, руководителя отдела научно-издательских программ Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и Рождественский концерт хоровых коллективов Музыкальной школы имени С.С. Прокофьева, одной из крупнейших школ Москвы, сохраняющей лучшие традиции классического музыкального образования.

Концерт стал примером того, как традиции, заложенные Синодальным хором на протяжении трёх веков его существования, продолжают развиваться в современной жизни. Открывая музыкальный вечер, композитор, создатель духовной музыки Антон Олегович Висков отметил, что в Московское синодальное училище церковного пения при Синодальном хоре приходили учиться малолетние певчие. В его стенах они взрослели, затем продолжали свою артистическую деятельность, как состоявшиеся музыканты Синодального хора. Эта преемственность, эта традиция наложили отпечаток на развитие всех музыкальных хоровых учреждений страны. Выступление хоровых коллективов музыкальной школы им С.С. Прокофьева, где можно видеть несколько поколений молодых музыкантов, яркое тому подтверждение.

В концерте приняли участие три коллектива музыкальной школы: хор детский, хор выпускников, неоднократно выступавший на лучших концертных площадках страны (Большой и Рахманиновский зал МГК им. П.И. Чайковского, Московский дом композиторов и др.), а также профессиональный коллектив – вокальный ансамбль «Arielle», объединивший талантливых и увлечённых молодых людей, выпускников и студентов Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных, МГИМ им. А.Г. Шнитке и Академии хорового искусства им. В. С. Попова.

В концерте, проходившем в предрождественские дни, музыканты обратились к Рождественским песнопениям, как это делали в своё время их предшественники –  участники Синодального хора. Прозвучала духовная музыка, песнопения, славившие рождённого Христа, традиционные Рождественские колядки, сочинения посвящённые Рождеству не только русской, но и западно-европейской традиции, прозвучала мировая премьера трёх колядок композитора Антона Вискова, написанных в партесном стиле.  

По словам дирижёра старшего хора музыкальной школы им С.С. Прокофьева и  художественного руководителя камерного хора "Arielle"  Эльмиры Адашевой « концертом постарались прочувствовать связь времён – связь между Синодальной школой и музыкальной школой сегодняшней, которая продолжает традиции Синодального хора».

По окончании Рождественского концерта состоялась авторская экскурсия Светланы Владимировны Бельчинковой, руководителя отдела научно-издательских программ Фонда ЕСПО. Во время осмотра первого зала выставки "Глагол таинственный небес" зрители узнали, о том, что первое историческое упоминание о хорах относится к XV веку, а Синодальный хор – один из старейших в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке, когда кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву, основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. Среди артефактов, древних икон и богослужебных книг в первом зале экспозиции не случайно представлен портрет Иоанна Грозного. Посетители узнали, что Царь сам сочинял духовные песнопения и пел вместе со своим хором.

При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Светлана Владимировна отметила, что первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков входили только певцы-мужчины.  В XVII веке в его составе появляются детские голоса. Связано это с тем, что Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение («пение по партиям» многоголосных партитур). С учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор.

Во втором зале у портрета Императрицы Екатерины IIвнимание посетителей было обращено на полный свод Законов Российской Империи, позволяющий получить точные сведения о том, сколько средств выделялось на содержание Синодального хора, какое количество певцов к 1763 году по указу Императрицы Екатерины IIв нем состояло, а также о том, что в 1767 году в Синодальный хор были официально введены детские голоса, а его состав увеличился с 26 до 38 человек.

Обучение певчих велось при Синодальном хоре с давних времен. Акцент во время экскурсии был сделан на периоде реформирования церковной хоровой школы. Этот вопрос решался на уровне Императора Александра III (1845-1894) и Обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева (1827-1907). Правительство надеялось поднять церковное пение на уровень высокого искусства, способного духовно и нравственно преображать народ. В 1886 году училище было реформировано в среднее восьмиклассное духовно-певческое учебное заведение, при нем учреждён наблюдательный совет.

Экспонаты, документы, фотографии третьего зала рассказывают о регенте Синодального хора  В.С. Орлове и о С.В. Смоленском, назначенном в 1889 году на пост директора Синодального училища. Европейски образованный человек, ученый, знаток древнерусского церковного пения, талантливый педагог, он заложил основу успешного реформирования училища, вдохновил и воспитал целое поколение музыкантов – исполнителей и композиторов духовной музыки Московской школы. Среди них А.Д.Кастальский, Н.М.Данилин, П.Г. и А.Г.Чесноковы, А.В.Никольский, В.С.Калинников, Н.С.Голованов, А.Т.Гречанинов, С.В.Рахманинов и многие другие.

Разделы выставки посвящены и покровителям Синодального хора - Великому Князю Сергию Александровичу и Великой Княгине Елизавете Фёдоровне, духовным концертам, благотворительным выступлениям и зарубежным гастролям уникального хорового коллектива. Посетителям рассказали также о советском периоде, когда училище  было закрыто, а хор прекратил существование, а также о том, как в это время выпускники Синодального училища продолжали своё служение в приходских храмах старой Москвы, сохраняя исполнительские традиции, заложенные в Синодальном хоре. Завершается выставка современной историей знаменитого на всю Москву хора, восстановленного в 2009 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Выставка «Глагол таинственный небес», подготовленная Фондом "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество совместно с Российским национальным музеем музыки продлится при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, продлится до 23 января 2022 года. События Просветительской программы анонсируются на сайтах Фонда ЕСПО, Синодального хора и Государственного центрального музея современной истории России.

Следующий концерт и экскурсия Просветительской программы состоятся 28 декабря.