Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- Авторская экскурсия и концерт, посвященные 300-летию Синодального хора, прошли в рамках выставки «Глагол таинственный небес»

Авторская экскурсия и концерт, посвященные 300-летию Синодального хора, прошли в рамках выставки «Глагол таинственный небес»

В рамках Просветительской программы выставки «Глагол таинственный небес», приуроченной к 300-летию основания Синодального хора, мальчики и юноши Ушаковского хора Успенского храма г. Красногорска представили музыкальную программу «Песня под парусами». Концерт проходил в историческом зале Государственного центрального музея современной истории России.

DSC_3541.JPG

Программа юношеского ансамбля состояла из духовной музыки, народных и военных песен. Многие из исполненных песнопений принадлежали композиторам создававшим свои произведения для Синодального хора: А.Т. Гречанинову, А.Д. Кастальскому, К. Н. Шведову, П.И. Чайковскому, а также П.Г. Чеснокову, одному из любимых композиторов юных исполнителей, которого называют самым ярким из последних представителей настоящего созвездия «Великих московских Синодалов». Прелюдия ре-минор С.В. Рахманинова прозвучала в исполнении Матвея Завизёнова.

IMG_1703.JPG

После концерта состоялась авторская экскурсия по выставке «Глагол таинственный небес», созданной Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» совместно с Российским национальным музеем музыки при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Для посетителей музея, а также зрителей и участников Ушаковского хора мальчиков и юношей экскурсию провела специалист просветительских программ Фонда ЕСПО Анастасия Чередойло.

IMG_1791.JPG

Посещение экскурсии позволило через призму исторических артефактов из коллекций 20 музеев, архивов и частных собраний узнать, как развивалась русская духовная музыка в XIV-XVI веках, о важной роли в развитии церковного пения хора церковных первоиерархов-митрополитов, а с учреждением в 1589 году патриаршества – патриархов. Слушая рассказ о расцвете царского хора в царствование Ивана Грозного, при котором в Александровой слободе были собраны лучшие мастера пения государства, посетители узнали, что сам царь пел со своими дьяками и писал тексты церковных песнопений, образцы которых дошли до наших дней.
Выставка рассказывает об истории появления Синодального хора и его предшественниках, разных периодах его становления, его Августейших покровителях, создании Синодального училища, благотворительной и просветительской, концертной и гастрольной деятельности Синодального хора, а также о занимательных фактах и событиях из жизни хорового коллектива, и его регентов.

9A3A6509.JPG

Особый интерес участников Ушаковского хора мальчиков и юношей вызвал рассказ о малолетних певчих. В 1857 году в Синодальном хоре пели не только 24 взрослых, но и 26 мальчиков. Уже тогда при хоре существовало начальное 4-х классное училище для малолетних певчих, где они обучались по программам духовных училищ. Яркой иллюстрацией к рассказу стала картина Греффе «Концерт в Капелле», рассматривая которую зрители смогли увидеть юных придворных певчих в капелле Санкт-Петербурга и слушателей, среди которых изображена певица Полина Виардо.

IMG_9134.JPG

8 июня 1886 года после подписания Императором Александром III указа о преобразовании управления Синодальным хором и училища при нем, хор был увеличен до 80-ти певцов, из которых малолетних было уже 50. В училище было образовано три отделения, одно из которых для обучения малолетних певчих. По распоряжению Императора Александра III маленьким певчим церкви впервые был предоставлен Английский дворец в Петергофе. Царская чета часто навещала юных певчих, заботилась об их благополучии, делала подарки.

IMG_1809.JPG

Много знакомых имён услышали посетители в разделе выставки, посвящённом самому яркому периоду в истории Синодального хора, который начался с преобразований С.В. Смоленского - профессора Московской консерватории и директора Синодального училища, продолжился трудами ближайших его сподвижников, регентов и композиторов – А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, В.С. Орлова, Н.М. Данилина, Н.С. Голованова и других. Расцвет творчества хора начался в 1895 году с «Исторических концертов» представлявших собой этапы развития русского церковного пения.

DSC_3699.JPG

Выступления хора сопровождали важнейшие события в жизни столицы и страны: коронование Императора Николая II (1896), а также приезды Государя на Пасху в Москву (1900;1903). Этому событию на выставке посвящены литографии и кадры видео-хроники. Сопровождал хор и прославление святых. Одним из центральных экспонатов и святыней выставки является подлинная Хоругвь, участвовавшая в Крестном ходе в день прославления священномученика Патриарха Гермогена. Синодальный хор принимал участие в праздновании 300-летия царствования Дома Романовых (1913) и благотворительных концертах. Во время Первой мировой войны, в 1915 году было дано 9 концертов, среди которых была премьера «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. 21 ноября 1917 года сокращённый состав хора пел на интронизации Патриарха Тихона в Успенском соборе Кремля.

9A3A6595.JPG

В последних залах зрители познакомились с историей Синодального хора в советский период. В 1918 году Синодальное училище было упразднено, деятельность хора - прекращена, но исполнительские традиции, заложенные в Синодальном хоре сохранены выпускниками Синодального училища -– К.А.Пасхиным (1900-1970), Н.С.Даниловым (1895-1971), И.М. Харитоновым продолжившим своё служение в приходских храмах старой Москвы. В послевоенные годы при регенте открытого в 1948 году Скорбященского храма Николае Васильевиче Матвееве, основу репертуара нового хора составили духовные произведения в основном Московской школы Нового направления.

Комаров.JPG

Именно при Скорбященском храме в 2009 году был возрожден некогда знаменитый на всю Москву хор, а в 2010 году было восстановлено историческое имя Московского Синодального хора. В настоящее время в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях хоровой коллектив выступает с концертными программами. В географию выступлений Синодального хора входят более 40 стран по всему миру.

DSC_3728.JPG

По окончании экскурсии своими впечатлениями посетители делились в Книге отзывов и в личном общении с экскурсоводом. Руководитель Ушаковского хора мальчиков и юношей Надежда Валентиновна Зинина отметила:
  «У меня как у музыканта ощущение, что я пришла к своим родным людям. Так приятно, что есть подлинные вещи А.Т. Гречанинова, физгармония С.В. Рахманинова, программки рукой А.Д. Кастальского написанные. Ноты А.Д. Кастальского и Н.С. Голованова. Это очень волнительно! У многих моих друзей-музыкантов их имена вписаны в помянниках, они за них молятся об их упокоении. Это близкие для души церковного человека композиторы. Приятно, что дети окунулись во всю эту историю. Возможно не всё поняли, но многое им близко. Самые наши маленькие певчие, несмотря на то, что произведения П.Г. Чеснокова очень сложные, любят его исполнять. Это русская музыка, подлинные напевы, которые располагают к молитве, которые помогают молиться. У композиторов Московской Синодальной школы все это есть и дети это тоже чувствуют. Выставка позволяет им соприкоснуться с композиторами, как с людьми более знакомыми, как с друзьями через увиденные подлинные вещи. Это важно для понимания внутреннего устроения человеческой души того композитора, произведения, которого они исполняют. Композитор перестаёт быть личностью абстрактной для детей, но становится более близким, когда исполняя его произведения, они вспоминают его облик запечатлённый на фотографиях».