Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- 31 мая исполняется 160 лет со дня рождения русского художника Михаила Васильевича Нестерова

31 мая исполняется 160 лет со дня рождения русского художника Михаила Васильевича Нестерова

Выдающийся русский художник, академик Императорской Академии художеств (1898), заслуженный деятель искусств РСФСР (1942) Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в глубоко верующей с патриархальным укладом купеческой семье. Его родители были хорошо образованными людьми широких взглядов и никогда не запрещали сыну заниматься творчеством. Рисовать Нестеров начал ещё во время обучения в гимназии. В возрасте 12 лет его отправили учиться в реальное училище, но уже через два года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами Михаила Нестерова были И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. Г. Перов (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств - П. П. Чистяков (1881-1884). 

imgonline-com-ua-Resize-kipmaqHHVx0Y5Bzp.jpg

Творчество художника открыло зрителю удивительный, поэтичный мир православных монастырей и старообрядческих скитов, очарование среднерусской природы, одухотворённую красоту национального характера. Главное содержание творчества художника – религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств. Всё искусство Нестерова наполнено высокой духовностью и истинной человечностью, что особенно актуально в наше время.

Основной жанр первых полотен молодого художника — бытовой, но он уделяет много внимания пейзажу, который вскоре станет одним из важнейших сюжетов его живописи. Позже в творчестве Михаила Нестерова появилась историческая тема, а за работу «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» он получил звание свободного художника.

imgonline-com-ua-Resize-tkFv68WD3DCL5U.jpg

Первой работой, в которой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Создана она была после глубокой личной трагедии. В 1886 году, спустя год после свадьбы, во время родов скончалась жена художника - Мария. Её чертами наделяет художник героиню своей картины. Нестеров много раз писал свою супругу — многие женщины с полотен живописца похожи на его первую жену. В итоге, в творчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».

imgonline-com-ua-Resize-w0DmjwcYlI3S.jpg
В начале 1898 года Великий Князь Сергий Александрович, прекрасно разбирающийся в живописи и глубоко чувствующий присутствие в искусстве духовного начала, приобрёл вариант этой картины  на выставке в Москве. Очевидно, картина Нестерова поразила его глубиной и искренностью переживаемого религиозного чувства. Приход картины в Великокняжеский дом предварил иные, знаменательные события в жизни Сергия Александровича и, главным образом, его супруги — Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. 

imgonline-com-ua-Resize-M7STL3i0wV1p.jpg

После смерти Великого Князя Сергия Александровича  в феврале 1905 года Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна посвятила свою жизнь обустройству Марфо-Мариинской обители милосердия.  Покровский храм обители и трапезную был призван Великой Княгиней расписывать художник Михаил Нестеров.  Первый их разговор об этой работе относится к 1907 году.  Вот как вспоминает об этом сам Нестеров:

«Таким образом мы с Щусевым призваны были осуществить мечту столько же нашу, как и Великой Княгини, одной из самых прекрасных, благородных женщин, каких я знал. Женщины привлекательной столько же своей внешностью, сколько и душевными своими богатствами: добротой, отзывчивостью, милосердием, доброй волей ко всему, что может быть на пользу людям…»

imgonline-com-ua-Resize-1nItwnxKjPS.jpg
Четыре года работая над росписями храма, Нестеров близко общался с Елизаветой Фёдоровной. И неизменно восхищался добротой, деликатностью, художественным вкусом Великой Княгини. Свои впечатления от этих встреч художник записывал в своём дневнике, многие из них вошли в его книгу «Воспоминания»:

«Беседы с Великой Княгиней оставляли во мне впечатления большой душевной чистоты, терпимости. Нередко она была в каком-то радостном, светлом настроении. Когда она шутила, глаза её искрились, обычно бледное лицо её покрывалось лёгким румянцем. Костюм её в те дни был по будням — серый, сестринский, с покрывалом, под ним апостольник, такой же, белый — по праздникам. Он сделан был по её рисункам, присланным мне для просмотра и потом подаренным мне на память».

imgonline-com-ua-Resize-zaQZ9fTyPwMB0ge.jpg
На Благовещение 1911 года роспись Покровского храма Марфо-Мариинской обители была почти готова. В основу композиции легла по-нестеровски самобытная картина «Путь ко Христу», и художник с нетерпением ожидал, когда сможет показать её Великой Княгине. Но буквально накануне этого дня обнаружилось, что из-за небрежности подмастерья, краска на картине вздулась, фреску нужно было полностью счищать и писать заново. Вот только как сообщить об этом заказчице, Елизавете Фёдоровне? Воспоминание об этом также есть в книге художника:

imgonline-com-ua-Resize-lXt3k3lsY0WfqU.jpg

«Она пришла радостная, оживлённая, приветливая. Обратилась ко мне со словами благодарности. Минута была не из лёгких. Я набрал воздуха в грудь, собрался с духом, и рассказал ей о беде с центральной фреской. Первую минуту Елизавета Фёдоровна была растеряна, а потом вдруг принялась меня утешать, уговаривать оставить картину, полагая, что со временем дырки можно будет закрасить, картину можно будет сохранить. Но мы сделали всё же так, как действительно было нужно. Счистили картину, и я переписал её на медном листе. Мы стояли у фрески «Благовещение» и Елизавета Фёдоровна сказала: «Я преклоняюсь перед вашим смирением. Должно быть, вы научились ему у Той, Которая всегда с любовью умела принимать любую волю Божью».

imgonline-com-ua-Resize-9d9iCJTABsGVO5F.jpg

imgonline-com-ua-Resize-axeT3FOySNRxPRa (1).jpg

Отношения художника с обителью после освящения церкви не закончились. Время от времени Нестерова вызывали для советов по художественным вопросам.

«Я проходил Денежным переулком через сад. Идешь, бывало, тихим летним вечером и видишь - около церкви сидит Великая Княгиня, с ней рядом на скамье и около на траве сидят, стоят сестры, старые и молодые, тут же и девочки-сироты из обительской школы-приюта. Идёт беседа. Лица оживлённые, ничего натянутого тут не было: Великая Княгиня хорошая, добрая, подчас весёлая, старшая сестра. Увидит меня, встанет, поздоровается, начнет говорить о деле...
Такой не раз хотелось мне написать её и казалось, что она не откажет мне попозировать. Таким тихим вечером на лавочке, среди цветов, в её сером обительском одеянии, в серой монашеской скуфье, прекрасная, стройная, как средневековая готическая скульптура в каком-нибудь старом, старом соборе её прежней родины... И мне чудилось, что такой портрет мог бы удасться, хотя я знал, что угодить Великой Княгине было нелегко».

В воспоминаниях Михаил Васильевич отмечал широкое понимание искусства у Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны:

«Она внимательно всматривалась в новые течения. Видела она многое, знала музеи Европы, любила старых мастеров <...> Много читала, знала нашу и западную литературу, в последние же годы читала исключительно богословские книги - Святоотеческие предания, Жития святых. Многие места из Библии и Евангелия знала на память. К моему художеству она относилась с давних пор с симпатией, и так было до конца».

imgonline-com-ua-Resize-9JzwWMboCJfP5M.jpg
Закончилось сотрудничество двух подвижников написанием картины «Невеста Христова», на которой запечатлен облик настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. «Она изображена почти в полный рост, в профиль, в белом одеянии сестёр обители, с небольшим букетом цветов в руках. Её образ введён в пейзаж, едва намеченный, с высокой линией горизонта: на фоне белой ограды и белой алтарной стены Покровского храма… Справа — невысокая изгородь и тонкая березка как олицетворение России»  (Алехина Л. И. Образ Великой Княгини Елизаветы Федоровны в этюде М. В. Нестерова «Невеста   Христова»  \\  Память как максима поведения. Материалы Свято-Елизаветинских чтений. М., 2001. С. 80).

Есть ещё одна работа, посвящённая памяти Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и её келейницы, с названием «У монастырских ворот», находящаяся сегодня  в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Она была создана Михаилом Нестеровым в 1925 году: на полотне две женские фигуры в чёрном идут около стен монастыря...

imgonline-com-ua-Resize-CGGaj3l2ZR.jpg

После революции 1917 года художник остался в России, он очень любил свою Родину. Долгие годы жил очень трудно, до тех пор, пока его не ввели в Дом учёных, который заботился об учёных и деятелях искусств.  «Власть… он терпел», — вспоминает внучка Нестерова, Мария Ивановна Титова. В 1938  расстреляли зятя Нестерова, сослали дочь (ему стоило огромных сил добиться её возвращения). Ещё в первые дни Октябрьской революции Нестеров писал: 

«Работа, одна работа имеет еще силу отвлекать меня от свершившегося историчес­кого преступления». 

Он не оставлял творческую работу до последних дней своей жизни. Скончался Михаил Васильевич Нестеров 18 октября 1942 года. Его последняя картина «Осень в деревне» была закончена за несколько недель до смерти.

«Самое драгоценное в искусстве — Божий дар, талант, и он должен служить к выражению чувств добрых и прекрасных…» (М.В. Нестеров).