Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- 31 мая исполнилось 108 лет Музею Изящных искусств имени Императора Александра III

31 мая исполнилось 108 лет Музею Изящных искусств имени Императора Александра III

31 мая 2020 года исполнилось 108 лет одному из самых известных музеев - Музею Изящных искусств им. Императора Александра III, появлением которого Россия обязана Великому Князю Сергею Александровичу.

Представляем Вашему вниманию фрагмент статьи об участии Великого Князя в деле создания музея Изящных искусств, опубликованном в одном из каталогов Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество":

"...Одним из главных дел в жизни Великого Князя Сергея Александровича, как мецената, можно назвать его участие в создании Музея изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), который встал в один ряд с крупнейшими европейскими музеями. О важности его создания говорили многие, но он появился, со слов графини П.С. Уваровой , только благодаря Великому Князю, «его просвещённому отношению к делу и его любви к Москве».

8561.png

И.В. Цветаев познакомился с Великим Князем Сергеем Александровичем в начале 1890-х годов. В Москве Иван Владимирович Цветаев был известен как педагог, музейный деятель, профессор истории искусства Московского университета, директор Румянцевского музея. 9 марта 1894 г. он уже делал доклад в Императорском Московском Археологическом обществе о принадлежавших Великому Князю Сергею Александровичу древнегреческих статуэтках. Ему удалось заинтересовать Великого князя скромным факультетским Музеем изящных искусств и древностей. 24 апреля 1894 г. Цветаев упомянул с трибуны Съезда художников о предстоящем визите Великого Князя Сергея Александровича в университетский музей: «7 июня посетил юный универ[ситетский] Музей Великий Князь… Теперь мы возлагаем упование на особое содействие его в вопросе о постройке отдельного здания для Музея» .

Когда вопрос о возможности строительства был решен, И.В. Цветаев пишет Ю.С. Нечаеву-Мальцову , приглашая его вступить в Комитет по созданию Музея изящных искусств: "Давнишняя мысль Московского Университета о музее искусств, систематически, полно и в исторической последовательности составленном, стала мало-помалу осуществляться в действительности и привлекла милостивое внимание Их Императорских Высочеств Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны… Одновременно с сим Московская городская дума отвела музею место на Колымажной площади, близ храма Спасителя, на Волхонке, и было решено именовать Музей "Александровским", в память Государя Александра Александровича..." . Тогда же, на май 1898 года была назначена закладка Музея и создание особого Комитета для его устройства, председательство в котором взял на себя Великий Князь Сергей Александрович.

8562.png

Изначально на месте музея планировалось помещение Училища имени Александра II. Но Великий Князь Сергий Александрович не сомневался, что училищу не место в историческом центре Москвы. Городская дума увидела неуважение к памяти Императора и настаивала на своём – «началась борьба муниципального комитета с администрацией». Но победил Великий князь Сергей Александрович, и 17 августа 1898 г. музей был заложен. Накануне этого события Великий князь как генерал-губернатор и хозяин Первопрестольной приветствовал Царскую семью на открытии памятника Императору Александру II в Кремле. Спустя день по приглашению Великого князя Царская семья присутствовала на торжественной закладке музея Изобразительных искусств, которая состоялась при участии попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов Комитета по устройству Музея изящных искусств имени Александра III и почетных гостей. Создаваемый музей был задуман как наглядная хрестоматия по истории искусства и адресовался широкой общественности.

Должность генерал-губернатора способствовала быстрому ходу строительства, своевременно решался вопрос о таможенных пошлинах на провоз произведений искусства. Весной 1898 г. вместе с братом, Великим князем Павлом Александровичем, он пожертвовал средства на сооружение зала, посвященного скульптуре Парфенона, в память супруги Великого князя Павла Александровича, Великой княгини Александры Георгиевны (1870–1891). Великому князю Сергею Александровичу принадлежала идея именных залов музея, когда расходы по его устроению брал на себя тот или иной попечитель.

8563.jpg

По настоянию Великого князя Сергея Александровича Комитет по устройству музея созывался регулярно. Но просто заседаний было мало, часто приходилось реально осматривать процесс строительства. В 1904 г. Великий князь лично ходатайствовал перед правительством Италии разрешить изготовление копий скульптур эпохи Возрождения. Он старался вникать во все детали. С другой стороны И.В. Цветаев старался всё обсуждать с августейшим покровителем. Конкурс на проект здания Музея привлек 19 архитекторов из разных городов России. Рассмотрено было 15 проектов, 7 из них удостоены наград. Правлением университета был избран в качестве строителя один из награжденных конкурсантов, молодой, но уже известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Графиня Уварова отмечала, что вместе с Цветаевым и архитектором Клейном Великий Князь Сергей Александрович занялся «планами, расчетами и комбинациями».

8564.png

Будучи ценителем античного архитектурного стиля, Великий Князь Сергей Александрович ратовал за возможную простоту рисунка музейного фасада, видя его пропилейным, за отказ от чрезмерной лепнины, чтобы не скрывать благородство линий. Архитектурный облик здания должен был отвечать местоположению его на видном месте в самом центре Москвы и соответствовать его общественному назначению.

После гибели Великого князя Сергея Александровича в музей передали часть его художественной коллекции. И.В. Цветаев писал, что «Елизавета Фёдоровна делает музей наследником художественного достояния Великого князя…» . О богатстве коллекции знали многие. Цветаев восхищался бронзовой греческой статуэткой, за которую Великий князь заплатил 1000 франков, отличной копией Персея Бенвенуто Челлини, прелестными Мадоннами из гостиной Николаевского дворца. По мнению графини Уваровой "особо ценным для музея оказалось тогда его собрание древнегреческой терракоты из Танагры» .

По мысли И.В. Цветаева в «Зале славы», который должен был открыться в новом музее, кроме статуи Императора Александра III и бюста Императора Николая II, должно было находиться и скульптурное изображение Великого князя Сергея Александровича. По словам Марины Цветаевой, дочери И.В. Цветаева, «слово "музей" мы, дети, слышали неизменно в окружении имён: Великий Князь Сергей Александрович, Нечаев-Мальцев... Первое понятно, ибо Великий князь был покровителем искусств...» .

8565.jpg

Покровительство со стороны Великого князя Сергея Александровича оставалось одним из решающих моментов в судьбе Музея на весь период его строительства. 2 июня 1905 года, после гибели Великого князя, Цветаев писал Клейну: "Елизавета Федоровна почетное председательство ни за что не хочет взять на себя, но все остальное сделает с удовольствием, так как пламенно интересуется Вашим чудесным созданием" . Великая княгиня принимала устроителей музея у себя, в 1908 году даже посетила строительство, интересуясь состоянием работ; выступила посредницей в переговорах, когда Вильгельм II решил подарить музею часть экспонатов; благодаря её связям была куплена прославленная коллекция египетских древностей В.С. Голенищева , которую хотели иметь и Британский музей, и Эрмитаж. Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая 1912 года. На церемонии открытия присутствовала Царская семья..."

Источник:

Л.В. Шумская "Художественные вкусы Великого Князя Сергея Александровича"/ Москва - Святая Земля Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны., М., 2014