Поиск по сайту
Личный кабинет
Календарь событий
Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Работа фонда

Войти в личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

 
 
 
 
 
- 31 августа глава Фонда ЕСПО Анна Громова посетила одну из древнейших обителей Брянской области - Белобережскую пустынь

31 августа глава Фонда ЕСПО Анна Громова посетила одну из древнейших обителей Брянской области - Белобережскую пустынь

31 августа глава Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Анна Витальевна Громова, руководитель региональных проектов Фонда ЕСПО Сусанна Викторовна Старцева, заместитель губернатора Брянской области Александр Михайлович Коробко и руководитель Департамента культуры Брянской области Елена Степановна Кривцова посетили одну из старейших обителей брянской земли - Белобережскую Иоанно-Предтеченскую мужскую пустынь. Монастырь расположен в 15 километрах от Брянска в поселке Белобережский санаторий. 

8110.png

8111.png

8112.jpg

Монастырь был основан в начале 18 века и славился как один из ранних центров российского старчества. В качестве альтернативной версии, другие источники указывают иной год основания Белобережской пустыни — 1661, когда в Россию был перенесён первый список (копия) древней византийской иконы Божией Матери «Троеручица». По легенде, первым пристанищем иконы в России стала как раз Белобережская пустынь, куда икону принёс первый устроитель пустыни — иеромонах Симеон.

8113.jpg

Достоверные сведения о существовании Белобережской пустыни начинаются с 1717 года, когда её (тогда ещё — в виде монашеского скита) возглавил монах Серапион, ставший первым строителем этой обители. В 1744 году Императрица Елизавета Петровна, путешествуя в Киев для поклонения Киево-Печерским мощам, изволила пожертвовать Белобережской пустыни две тысячи рублей ассигнациями. На эти средства к 1747 годам на Святых воротах пустыни была построена каменная церковь во имя святых Захария и Елисаветы. Впоследствии той же Императрицей были пожертвованы потир, дискос, звездица и лжица для этого храма. В 1809 году в юго-западном углу монастыря был сооружён больничный деревянный корпус — с кельями для больных и престарелых братий и церковью во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». В 1861 году, по ветхости, этот корпус был разобран и на том же месте выстроен новый, также деревянный, на каменном фундаменте, с железной крышей, с храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, потому что в честь иконы Божьей Матери «Троеручица» тогда же был заложен новый пятиглавый храм.

Постепенно пришел черед каменным кельям для иноков с колоннами и мезонинами, амбарам, каменному флигелю для рабочих и мастеровых, которых ежедневно бывало в пустыни до ста человек. Ведь только одна иконописная мастерская существовала в обители десятилетиями. Помимо иконописной, существовали слесарная и бондарная мастерские, приносившие немалый доход обители. Случалось монахи целыми возами отправляли в соседние уезды и губернии столы, табуреты, ведра, бочки и деревянную посуду. Особенно белобережские монахи славились производством деревянных ложек, украшенных художественной резьбой, изящной и тонкой работы. К тому же они покрывались особой олифой, состав которой иноки держали в секрете. Когда в 1823 году Император Александр I проезжал через Орловскую губернию по дороге на юг, то на остановке в «Житной Поляне» делегация монахов пустыни поднесла ему, кроме иконы (копии) Божией Матери "Троеручица", несколько деревянных ложек, вызвавших у Царя неподдельный восторг своей красотой.

К 1916 году в монастыре было свыше 30 корпусов: настоятельский, братские, трапезные, гостиничные, больничный, различные мастерские (иконописная, бондарная, слесарная, маслобойная и др.), конный и скотный дворы. Скотный двор и гостиничные корпуса располагались вне монастырской ограды, но большинство построек находилось непосредственно на территории монастыря. В 1918 году началась конфискация имущества обители. Монастырь был лишен прав юридического лица; оставшаяся братия (около 150 монахов) вынужденно объединилась в трудовую коммуну «Белобережское трудовое братство» и продолжала совершать богослужения. В 1919 году на территории монастыря была размещена дачная колония Московского отдела народного образования, а с 1920 года – детская трудовая колония, временно сосуществовавшая с монашеской братией. По мере роста численности воспитанников колонии, называемой с 1922 года «детгородком», шло постепенное вытеснение монахов из жилых и хозяйственных корпусов. Богослужения в храмах обители полностью прекратилось в 1924 году.

8114.png

8115.png

8116.png

Возрождение Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни произошло в начале 2000-х годов, когда территория монастыря была возвращена Русской православной церкви. Настоятель обители - игумен Глеб (Шматов). На территории монастыря сохранился ряд исторических построек, действует деревянный храм во имя Иоанна Предтечи.

8117.png

8118.png

8119.png

8120.png

Во время визита в монастырь гости осмотрели сохранившиеся исторические постройки обители и Иоанно-Предтеченский храм, возведенный в 2016 году в стиле древне-русской северной архитектуры. 

В подготовке материала использованы публикации  с сайта http://belobereg.cerkov.ru