15 мая — Международный день семьи
Экспозиция Музея школы и детства в селе Усово переносит нас, в том числе, в семейный круг Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Александровны.
В 1864-1867 годах Император Александр II купил имения «Ильинское» и «Усово» для своей супруги Императрицы Марии Александровны (1824-1880). При её попечении для крестьян была открыта больница, храм Илии Пророка в Ильинском и Спасский храм в Усово были отремонтированы.
В 1865 году в имении «Ильинское» Мария Александровна устроила одноклассное училище для крестьянских детей обоего пола. В 1880 году для девочек открыли отдельную школу. Школа в селе Усово начала действовать в 1873 году, в одном из флигелей имения.
Новый владелец имения, сын Марии Александровны, Великий Князь Сергий Александрович (1857-1905), Московский генерал-губернатор с 1891 года, продолжал заботиться о сельских жителях - открыл в Усово и Родильный приют и Ясли для детей, для школ в Ильинском построил новые здания.
В 1887 году все три образцовые школы были переименованы в церковно-приходские, и переданы Великим Князем в ведение Святейшего Синода. Срок обучения в школах составлял 4 года, ученикам было от 9 до 14 лет. В Усовской школе училось до 40 мальчиков и девочек. Дети изучали Закон Божий, церковное и светское чтение и письмо, простые правила арифметики. Заведующим школой и законоучителем до 1917 года был протоиерей Константин Махаев, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа села Усово.
В семье Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны родилось восемь детей: шесть сыновей Николай, Александр, Владимир, Алексей, Сергей и Павел и две дочери Александра и Мария. Дочь Александра умерла в семилетнем возрасте, а старший сын и Наследник Престола Николай скончался от тяжелого заболевания в 21 год.
Дети Александра II воспитывались в соответствии с основными принципами, заложенными его отцом, Императором Николаем I. Царские дети росли с убеждением, что высокое положение они обязаны оправдать служением Отечеству. Их воспитывали честными, справедливыми, сострадательными, сознающими долг перед Родиной. Благодаря Императрице Марии Александровне большое внимание уделялось воспитанию в духе православной традиции - своим примером Императрица приучила детей любить и понимать христианскую веру.
Царские дети изучали основы технических и гуманитарных наук, Великие Князья с детства обучались военному делу. Распорядок дня был строго определён. Подъём в 6 утра, в течение дня уроки, занятия и прогулки, вечером приготовление уроков и отход ко сну в 21.00. Воскресенье - единственный выходной день. Среди преподавателей Царских детей были выдающиеся педагоги и литераторы: курс русского языка и литературы читал И. А. Гончаров, курс по истории – С.М. Соловьев. Один из наиболее известных преподавателей – К.П. Победоносцев, правовед, обер-прокурор Святейшего Синода.
По достижении совершеннолетия Великие Князья совершали образовательные путешествия по России, для знакомства со страной и подготовки к государственной деятельности.
Воспитание и образование в традициях Императорского Дома Романовых Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна давали и своим племянникам, Великой Княжне Марии Павловне и Великому Князю Дмитрию Павловичу. Самые отрадные воспоминания детства у них были связаны с имением «Ильинское-Усово».