Участие Российского Императорского дома в создании Свято-Никольского подворья Русской Православной церкви в г. Бари. К 100-летию памяти Царской Семьи
С X века, после принятия христианства на Руси широко распространяется почитание великого святого неразделенной церкви Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. На протяжении веков множились храмы, посвященные Св. Николаю, передавались из поколения в поколение сказания о его чудесных явлениях и незамедлительной помощи в бедах, опасностях и скорбях. Иностранцы, посещавшие Россию, называли его «Русский Бог». За более чем тысячелетнюю историю христианства в России сложилась богатейшая иконография святителя Николая, уникальная, общероссийская традиция многотысячных Никольских крестных ходов.
Почитание Св. Николая наряду с поклонением святыням Иерусалима, Сирии, Палестины, Египта и Св. Афона стало отличительной чертой широкого паломнического движения всех классов и социальных слоев российского общества. Стремление помолиться о прощении грехов в местах земной жизни Спасителя всегда объединялись с желанием посетить Миры Ликийские и Бари, куда в 1087 г. были перенесены мироточивые мощи Св. Николая. С начала XII в. складывается паломническая традиция объединять путешествия в Святую Землю с молитвой в базилике Св. Николая в Бари. Согласно церковному преданию сам Святитель совершил паломничество в Иерусалим. Продолжением его молитв в Святой Земле стало благоустроение Сионского монастыря в Мирах Ликийских. Два вектора христианского благочестия пересеклись в России в царствование Императора Николая II. Августейшим попечением о русских паломниках благоустраиваются и благоукрашаются места связанные, с земной жизнью Спасителя, Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Чудотворца.
Святой равноапостольный князь Владимир, согласно Никоновской летописи, отправляет в 1001 году первые посольства – паломничества на Ближний Восток. Со времен князя Владимира - крестителя Руси Вера Христова, поклонение христианским святыням становятся частью государственного строительства и действенным инструментом внешней политики.
Знаменитое «хождение» игумена Даниила (1106-1108 гг.) было не только паломнической, но и дипломатической миссией: король крестоносцев Балдуин принимал его как посланца русских князей, и лампаду на Гробе Господнем Даниил затеплил от имени всех князей русских.
Так было и в последующие века. Император Петр I, впервые обозначил в международном политическом договоре права православных русских паломников. Екатерина Великая в двух статьях Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией от 10 июля 1774 г. оговаривает условия о «твердой защите» Православия в Османской империи и о беспрепятственном хождении паломников в Иерусалим и по святым местам [1]. Император Александр I щедро финансирует Иерусалимскую Патриархию в связи с огромными расходами на ремонт храма Гроба Господня после пожара 1808 г.[2] и открывает Иерусалимские подворья - в Москве, при храме святого апостола Филиппа [3], и в Таганроге. Николай I учреждает 11 февраля 1847 г. Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, - и вновь это государственная внешнеполитическая акция, и начальник Миссии находится с самого начала в двойном подчинении: не только Св. Синода, но и, прежде всего, Министерства иностранных дел [4].
Первым августейшим паломником в Святой Земле должен был быть, по некоторым сведениям, Император Николай I.
Подобная перспектива вполне вписывается в контекст средиземноморской политики Николая Павловича - с посещением Римского Папы и собора Святого Петра в Риме в 1845 г. с идеей возвращения (с благословения Папы) мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Миры Ликийские, наконец, с ультиматумом 1853 г. и последовавшей Крымской войной в защиту попранных прав Православной Церкви в Вифлеемском храме.
В мае 1859 г. Иерусалим посетил брат Императора Александра II Великий князь Константин Николаевич, глава Военно-Морского ведомства, с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем [5]. Это сразу позволило решить ряд насущных проблем, связанных с приобретением русских недвижимостей в Иерусалиме и укреплением российского политического влияния.
В октябре 1872 г. Святую Землю посетил в ходе длительной ознакомительной поездки по Турции и Ближнему Востоку другой брат царя - Великий князь Николай Николаевич Старший, будущий герой освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 гг.[6]
И дело было, конечно, помимо государственных и геополитических интересов, в личном духовном устремлении русских самодержцев, проникнутых традиционным религиозным воспитанием, носителей твердой православной веры. Император Александр II выразил общее отношение российских самодержцев к земной родине Спасителя: «C’est une question de coeur pour Moi. (Это для меня вопрос сердца)». «Этому сердечному отношению к Святой Земле и русскому присутствию в Святой Земле Император оставался верен всю жизнь и завещал его своим преемникам Александру III и Николаю II»[7].
Но наибольшее значение в развитии русско-иерусалимских духовных связей имели паломничества в Святую Землю брата императора Александра III Великого князя Сергия Александровича. Первое из них он совершил 21-31 мая 1881 г. вместе с братом, Великим князем Павлом Александровичем и племянником Великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К.Р., президентом Академии наук). Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье: кончина Императрицы Марии Александровны (в 1880 г.) и убийство Императора Александра II (1 марта 1881 г.). Как писал секретарь Палестинского Общества выдающийся историк русского дела на Востоке А.А.Дмитриевский, «христианскую ревность и горячую любовь к Святой Земле царственные Родители передали в наследие своим Августейшим детям»[8].
Паломничество Великих князей в Святую Землю имело огромное значение для последующего развития Русской Палестины. Заинтересованное отношение Сергия Александровича к русско-палестинским проблемам позволило в следующем году создать в Петербурге Православное Палестинское Общество (под его председательством и покровительством).
Общество призвано было, согласно уставу, осуществлять три основных функции: организация и обустройство русских паломников в Палестине (их проходило к 1914 г. через подворья ИППО ежегодно до 10 тыс. человек); помощь и поддержка Православию на Ближнем Востоке путем благотворительной и просветительной работы среди арабского населения (Общество содержало к 1914 г. 113 школ и учительских семинарий в Палестине, Сирии, Ливане); научно-исследовательская и издательская работа по изучению исторических судеб и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, организации научных экспедиций и раскопок, пропаганде знаний о Святой Земле в российском обществе.
24 марта 1889 г. Высочайшим указом Обществу было присвоено почетное именование Императорского.
1 октября 1888 г. Великий князь Сергий Александрович с супругой Великой княгиней Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем совершают новое паломничество в Иерусалим, для участия в торжественном освящении храма св. равноапостольной Марии Магдалины небесной покровительницы Императрицы Марии Александровны в Гефсимании. Программа путешествия включала посещение многих выдающихся достопримечательностей и святых мест Восточного Средиземноморья.
Паломничество в Святую Землю стало одним из важнейших моментов в созревании решения Великой княгини Елизаветы Федоровны о переходе в православие. Для убежденной немки-лютеранки из верующей протестантской семьи это было сознательным и очень непростым шагом. 5 января 1891 г. она пишет наследнику цесаревичу Николаю Александровичу (будущему государю Николаю II): «Я наконец решила присоединиться к вашей религии и хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, т.к. для меня начнется новая жизнь, однако я верю, что Господь благословит такое решение». И двумя месяцами позже: «Суббота перед Вербным воскресением будет для меня великим днем. В нашей маленькой церкви эта служба пройдет очень тихо, а после Пасхи мы уедем в Москву»[9] (Великий князь Сергий Александрович уже назначен генерал-губернатором Москвы). 13 апреля 1891 г. Принцесса Гессенские и Прирейнская Элла стала православной.
На протяжении всей своей истории ИППО пользовалось августейшим, а значит и непосредственным государственным вниманием и поддержкой. Во главе его стояли преемственно Великий князь Сергий Александрович (с момента основания Общества до дня своей гибели 4 февраля 1905 г.), а после его кончины - вдова покойного Великая Княгиня Елизавета Федоровна, ныне причисленная к лику святых Русской Православной Церкви.
Кроме Палестины русские паломники издавна стремились посетить итальянский город Бари, в котором почивают столь дорогие для христианского сердца святые мощи Николая Чудотворца. После поклонения Гробу Господню многие считали необходимым поклониться и гробнице святителя Николая, претерпевая по пути многие невзгоды и лишения. Устроение этого места в Италии связано с именами Великого князя Сергия Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Дело о приобретении в русскую собственность развалин древней церкви, именуемой Новый Сион, и окружающих ее земель, в селении Демре, в турецком округе Каш, началось в январе 1850 года, когда известный писатель-паломник А.Н. Муравьев[10], возвращаясь из второго своего путешествия в Святую Землю[11], посетил развалины древних Мир Ликийских. «С благословения и при содействии митрополита Филарета Муравьеву удалось собрать 25 тыс. рублей пожертвований для восстановления древнего храма. Предполагалось расчистить все развалины и затем, соображаясь с их расположением и найденными остатками, постараться воссоздать по их указаниям новую церковь.
Так на руинах древней большой базилики была воздвигнута небольшая современная церковь, освященная в 1861 году.
Впоследствии сбор средств на восстановление базилики в Мирах Ликийских осуществлялся афонскими монахами Свято-Пантелеимонова монастыря, а после начала русско-турецкой войны пожертвования собирались в Николо-Александровской часовни в Санкт-Петербурге.
В ноябре 1886 г. права на Мирликийское владение были переданы Великому князю Сергию Александровичу.
В сентябре 1888 г., Св. Синод, желая сосредоточить Мирликийское дело в одних руках, передал Православному Палестинскому обществу капитал, собранный на восстановление храма в Мирах Ликийских, достигший к тому времени 73 046 рублей 32 коп., а также приписал к Обществу саму часовню. Великий князь Сергий Александрович с соизволения Александра III принял на себя звание ктитора.
Сергий Александрович, как председатель Палестинского Общества, постоянно поднимал вопрос о возвращении в русское владение церкви и земельных участков в Мирах. Но все меры не имели успеха. Более того, в 1891 г. Османский государственный совет постановил считать приобретенные Россией в Мирах земли потерявшими своих владельцев.
Все заботы о достойном возвеличивании памяти святителя Николая обратились в Бари, где покоятся его мироточивые мощи, тем более что положение русских паломников, направляющихся в Италию для поклонения, нередко оказывалось крайне затруднительным.
4 февраля 1905 г. Общество постигла великая утрата: бомбой террориста был убит Председатель ИППО Великий князь Сергий Александрович.
После гибели великого князя Сергия Александровича часовня в Петербурге была перестроена по проекту инженера П.Д. Мегорского, ее окружили стенами, возвели главки, 30 ноября 1905 г., епископ Нарвский Антонин освятил Барградский Николо-Александровский храм.
Простояла эта временная церковь недолго, Палестинское Общество в молитвенную память о своем первом председателе решило осуществить новый строительный проект.
Первый камень нового Николо-Александровского храма был заложен председателем Императорского Православного Палестинского Общества великой княгиней Елизаветой Федоровной 8 сентября 1913 г., 15 декабря 1915 г. храм был освящен.
Обязанности Председателя Палестинского Общества возложила на себя, с Высочайшего соизволения, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Получив извещение о Высочайшем соизволении, Великая княгиня телеграфировала 14 февраля 1905 г. в Совет ИППО: «Сердечно утешена милостью Государя поручить мне председательствовать в Императорском Православном Палестинском Обществе. Сподобившись великого счастья поклониться Гробу Господню, я с тех пор сохраняю крепкую любовь и уважение к деятельности Общества. Уповаю, что молитвами моего незабвенного дорогого мужа Господь вразумит меня и поможет в совместной работе с достойными деятелями Общества служить на благо Его высоко-святым целям»[12].
В годы ее председательства совершились многие выдающиеся события в жизни Русской Палестины и Палестинского Общества. 6 декабря 1906 г. было освящено здание нового Николаевского подворья на Русских Постройках в Иерусалиме. 21 мая 1907 г. в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей деятельности ИППО. В дневнике Императора Николая II под этим числом читаем: «В 3 часа во Дворце состоялось празднование 25-летия Палестинского Общества, сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой происходило заседание». Государь почтил Председателя Общества Высочайшим рескриптом, в котором был подведен впечатляющий итог четверти века работы Общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».
В 1910 г., по инициативе Председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Федоровны, было принято решение купить участок земли в Италии, в Бари, а затем приступить к строительству там подворья Палестинского Общества.
7 января 1911 г. из Москвы в Италию выехал известный духовный писатель и проповедник, активный деятель Московского отдела ИППО, будущий священномученик, протоиерей Иоанн Восторгов. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал в Совет Общества телеграмму об успешной покупке земли, а 2 февраля 1911 г. Елизавета Федоровна обратилась к Императору Николаю II с всеподданнейшим докладом, в котором сообщалось о намерении Палестинского Общества построить в Бари храм во имя святителя Николая и произвести в 1911 г. во всех храмах и монастырях России тарелочный сбор на сооружаемый храм, приуроченный к празднику перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари[13].
«Милый Ники!
Посылаю тебе свой доклад по важному вопросу о строительстве в Бари русской церкви и дома для паломников. Конечно, единственный человек, кого, я уверена, святитель Николай желал бы во главе этой святой работы в его честь и ради твоего народа, который любит его больше всех святых, - это ты, наш император, имеющий утешение носить в крещении имя святого Николая.
Может быть, ты сочтешь возможным поставить на докладе резолюцию, что ты хочешь быть главой комитета.
Будь так добр, напиши королю Умберто, чтобы он дал согласие и помог в строительстве нашего храма. Он попечитель собора святого Николая в Бари, хотя у папы на него ставропигиальные права. Участок на сегодняшний день куплен на имя частного лица, очень удобный, рядом с вокзалом, в оливковой роще, и оттуда идет трамвай прямо до базилики - наилучшее местоположение и замечательно дешево. Этот участок даже сориентирован правильно на восток [14]. …да почиет на этом предприятии благословение св. Николая и да станет это умилительное дело благословением и божественной связью между ним и твоим народом и ярким эпизодом твоего царствования – как утешение во многих скорбях, которые тебе приходится нести»[15].
Доклад был одобрен Императором, который сделал на нем приписку собственной рукой: «и в 1912 г.».
Одновременно Николай II учредил Барградский комитет и стал первым жертвователем, пожаловав от себя и Императрицы 10 тыс. рублей[16]. Главой Барградского комитета был назначен вице-председатель ИППО князь А.А. Ширинский-Шихматов[17].
Академик архитектор Алексей Викторович Щусев, только что закончивший по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны успешное строительство Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия, где она была настоятельницей, был приглашен Палестинским обществом для проектирования храма Святителя Николая и паломнической обители в 1910 году. После перенесения проекта в Бари заказ сохранился за зодчим, более того, он стоял у самых истоков этого предприятия.
На первоначальных эскизах Щусева паломнического комплекса в Бари прослеживается связь с предшествующим проектом для Мир. Композиция плана симметрична, в ее центре — снова пятиглавый храм, странноприимные номера расположены в боковых крыльях.
В процессе дальнейшего проектирования Щусев все больше отходил от мирликийского прообраза и симметричного решения.
Планируя фасады в русском стиле, архитектор обращался и к ростовской, и к владимиро-суздальской, и к новгородско-псковской, и к московской архитектуре. Подобные эксперименты со стилями характерны для творческого метода Щусева[18].
В середине-конце лета 1911 года все эскизы были снова представлены великой княгине.
В начале 1912 года, завершив работу над рассмотренным комплектом чертежей, Щусев приступил к составлению презентационной графики, которую надлежало представить на суд императора.
30 мая 1912 года в Большом Кремлевском дворце император Николай II рассмотрел эскизный проект Щусева и составленную им предварительную смету. Общая сумма сметы приближалась к 414680 рублям[19]. На листе с изображением западного фасада сохранилась его резолюция «Утверждаю. Николай», заверенная тогда же князем А.А. Ширинским-Шихматовым. После этого было выпущено воззвание о сборе денежных средств, проиллюстрированное фотографиями с проекта Щусева. В нем же дано краткое описание будущего сооружения[20].
Приблизительно в это же время Щусев заказал скульптору Сергею Александровичу Евсееву изготовление макета подворья из гипса с покраской.
Щусев показывал макет великой княгине Елизавете Федоровне, обсуждая с ней изменения в проекте[21].
Для непосредственного руководства ходом работ на месте Барградским комитетом была учреждена «Строительная комиссия по сооружению в г. Бари храма Святителя Николая и странноприимницы для русских паломников». В 1913 г. во время приема у Великой княгини она поручает комиссии озаботиться сооружением временного приюта и церкви в Бари для паломников, не дожидаясь окончания строительства. 23 декабря 1913 г. временная церковь была освящена во имя св. Николая Чудотворца и с тех пор в ней осуществлялось ежедневное богослужение[22].
По приглашению Барградского комитета академик архитектуры А.В. Щусев, ранее построивший Покровский собор в Марфо-Мариинской обители милосердия, выполнил проект храма и странноприимного подворья в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV века, соединив здания крытыми переходами.
Храм с двухъярусной звонницей рассчитывался на 200 человек, располагал помещениями для ризницы и книгохранилища. Здание подворья-странноприимницы по плану заключало в себе: в нижнем этаже – приемную, три общие палаты для паломников, помещения для священника и смотрителя и в верхнем этаже – 3 комнаты для паломников 1-го разряда, 14 комнат 2-го разряда, парадные покои для почетных гостей и общую столовую. В третьем этаже южной части дома намечено было помещение для псаломщика. В полуподвальном помещении южной части дома, имевшей большие окна, предполагалось сделать обширную народную трапезную со сводчатыми потолками, соединенную с находящимися в верхнем этаже кухней и хозяйственными помещениями посредством электрического подъемника. В здании странноприимницы планировались кладовые для паломнических вещей, умывальные палаты для больных паломников с небольшой приемной для врача. На внутреннем дворе возводилось отдельное здание для прачечной, бани и других хозяйственных служб, устраивались водоемы для хранения дождевой воды, колодец. Все свободное место вокруг занимал сад с цветником. Общая сумма сметы приблизилась к 414680 рублям.
Разработанный А.В. Щусевым по указанию комитета план был одобрен Великой княгиней и в день празднования перенесения мощей св. Николая Чудотворца, 9 мая 1913 г., состоялась торжественная закладка подворья. По окончании богослужения была прочитана присланная Великой княгиней Елизаветой Федоровной телеграмма: «Соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников. Помоги вам Бог. Нахожусь на богомолье. Теперь еду на торжество канонизации Святого Ермогена. Елисавета»[23].
Автор проекта академик А.В. Щусев также прислал поздравительную телеграмму: «Поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу».
Современники так описывают церемонию закладки:
«9 мая в назначенное для закладки время, около 5 часов пополудни, русский участок стал быстро наполняться приглашенными почетными гостями. Все свободное место вблизи помоста было занято тысячной толпой нарядно одетых итальянцев, с любопытством ожидавших начала русского церковного торжества. Среди присутствовавших находились президент провинциального совета сенатор Баленцони, городской голова города Бари профессор Сабино Фиорезе с членами городского совета, президент Апулии города Витто Манцари, консулы иностранных государств, а также представители местных газет при полном, однако, отсутствии католического духовенства...
Итальянские гости восхищались самобытностью русского церковного зодчества и выражали удовольствие, что на долю города Бари выпала честь приютить у себя столь красивые и художественные здания, которые, несомненно, станут лучшим украшением города.
В тот же день вечером городской голова Сабино Фиорезе телеграфировал председателю Барградского комитета: “Закладка храма, которую Императорское Православное Палестинское общество посвящает святителю Николаю Чудотворцу, скрепляет узы, соединяющие наш город с благородным русским народом, воины которого в минуты пережитого Италией бедствия оказали ей самоотверженную помощь. В качестве истолкователя этих чувств выражаю горячее пожелание счастья вашему Государю и величия славянским народностям[24].
Эти телеграммы князь А.А. Ширинский-Шихматов имел счастье при особом всеподданнейшем докладе повергнуть на всемилостивейшее благовоззрение государя императора, покровителя комитета, тотчас по возвращении Его Императорского Величества с юбилейных празднеств, имевших место в Москве и городах Поволжья. Его Императорское Величество, ознакомившись с содержанием телеграмм, благоизволил собственноручно начертать на докладе:“Искренне благодарю. Желаю успешного окончания постройки храма”».).
Строительство подворья в Бари постепенно приближалось к завершению, и Барградский комитет настоял на осмотре уже проведенных работ пожизненным членом Императорского Православного Палестинского общества князем Императорской крови Олегом Константиновичем. Прибыв в Бари 3 июля 1914 года, он на протяжении нескольких дней подробно изучал состояние дел, давал многочисленные указания по самым разным вопросам. Среди его пожеланий были такие, как изменение способа отопления всех помещений с печного на пароводяное и смена глухой каменной ограды подворья на легкую железную решетку, которая позволила бы лучше видеть храм со стороны улицы.
Князь Олег в течение двух дней осматривал постройку, а затем созвал заседание Строительной комиссии. Покидая Бари 15 июля, Олег взял с собой некоторые документы, намериваясь лично доложить о результатах своей ревизии великой княгине Елизавете Федоровне[25].
До начала Первой мировой войны оставалось 4 дня. Жить ему оставалось несколько месяцев. 27 сентября 1914 года князь Олег был смертельно ранен в бою в Галиции и два дня спустя скончался.
19 июля (1 августа) 1914 г. Российская империя вступила в Первую мировую войну.
Члены строительной комиссии были озабочены оказанием помощи русским, в спешке покидавшим Европу из-за начала военных действий. Тем не менее, строительство продолжалось.
После вступления Италии в войну против Австро-Венгрии на стороне России в мае 1915 года Барградский комитет распорядился предоставить помещения странноприимного дома итальянскому Красному Кресту под лазарет для раненых воинов, несмотря на то, что внутренние работы еще не были закончены[26].
После этого оставалось осуществить лишь отделку и художественное оформление интерьеров.
В середине 1915 года Палестинское общество обратилось к Щусеву с просьбой составить проект меблировки ризницы, в связи с идеей организации при подворье музея русской художественной старины с целью «использовать сооружаемые по древнерусским образцам барийские здания для ознакомления дружественного нам итальянского народа и посещающих Италию иностранцев»[27].
К началу 1916 года сформировалась концепция росписей храма Святителя Николая в Бари. В качестве прообраза были выбраны фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря, проба стилизации под которые в Николо-Александровском храме Петербурга оказалась удачной. Для исполнения утверждены художники В. А. Плотников и В. С. Щербаков[28].
Для создания цветового акцента паломнического ансамбля важно было найти подходящего живописца. Существуют документы об одобрении Елизаветой Федоровной эскизов Николая Константиновича Рериха к некой иконе святителя Николая, которые могли бы относиться к рассматриваемой теме. По этому же вопросу летом 1914 года Щусев писал художнику.
Привлекала эта работа и Кузьму Сергеевича Петрова-Водкина, который уже несколько раз сотрудничал с архитектором.
Выявлена акварель Петрова-Водкина «Михаил Архангел»для крыльца церкви. Меч архангела опущен, легкий разворот фигуры в сторону ступеней как бы приглашает взойти. За его спиной древний город на морском берегу — условное изображение Бари. В левой руке он держит православный храм, тем самым снова вводится символическая взаимосвязь с образом Николы Можайского, который, подобно Михаилу Архангелу, охраняющему вход, стоит на страже подворья.
Параллельно с работами Петрова-Водкина для росписей в Бари рассматривались предложения двух молодых художников — Александра Евгеньевича Яковлева и Василия Ивановича Шухаева.
В издании Барградского комитета 1915 года указано: «стены парадных покоев, приемной, трапезных. Передней и внутренних переходов, а также на лестницах предположительно покрыть теремной росписью, наиболее отвечающей древнерусскому виду всего здания»[29].
В конце февраля 1917 года столица погрузилась в беспорядки и революционные волнения, произошел государственный переворот.
После отречения от престола Императора Николая II Елизавета Федоровна сочла необходимым отказаться от своего поста, чтобы ни в чем не повредить в сложившейся ситуации дальнейшей деятельности Общества.
9 апреля 1917 г. Совет уже не «императорского» Православного Палестинского Общества принял отставку Великой княгини. Жить ей оставалось немногим более года.
К сожалению, Октябрьская революция положила конец исканиям художников. Проект Щусева так и не был полностью завершен. Плотников умер в охваченном мятежом Петрограде; Яковлев, Шухаев вскоре оказались в эмиграции. Та малая часть работы над росписями, которая была выполнена до революции, позволяет понять, что в Бари готовилось не только религиозное, но и громкое художественное событие, задуманное с привлечением многих крупнейших мастеров того времени[30].
9 мая 1998 года по соглашению Московской Патриархии с муниципалитетом города Бари Щусевский храм и часть странноприимного дома (так называемые царские покои) были переданы Русской Православной Церкви.
В 2008 году был завершен процесс возвращения России всего Барградского подворья.
В год 100-летия памяти семнадцати представителей Императорского Дома Романовых, пострадавших в годы революционного террора 1918 – 1919 гг., особенно значимым представляется восстановление исторической правды. Важные страницы российской истории были переписаны по идеологическим причинам. 300-летняя история дома Романовых была фальсифицирована, славные дела наших предков преданы забвению. В их числе молитвы и труды миллионов безымянных жертвователей и почитателей Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, подвиг российских Императоров и Великих князей - создателей Императорского Православного Палестинского общества, Русской Палестины на Ближнем Востоке и Барградского храма с подворьем в Италии. Император Николай II, Великий князь Сергий Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна были инициаторами и активными участниками этих великих дел. Их высочайшая духовная культура, беззаветная преданность Вере и Церкви, личное благочестие, самоотверженное служение Отчеству и народу стали тем основанием, на котором строилось благополучие и процветание России. Молитвами Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца желаю всем Вам мира и спасения.
[1] Под стягом России. Сборник архивных документов. М., 1992. С.82-83
[2] Безобразов П.В. О сношениях России с Палестиной в XIX в. Исторический очерк. 1. Император Александр Патриарх Поликарп//Сообщения ИППО, 1911. Т.XXII, вып. 1. С. 20-52Ф
[3] А.Н. Иерусалимское патриаршее в Москве подворье, что у Арбатских ворот. М., 1881
[4] Лисовой Н.Н. Русская духовная миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды, сб.35, М., 1999. С.39
[5] Переписка Императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича. М., 1994. С.96-97
[6] Н.Н. Лисовой – «Презеденты Палестины». Памяти первых председателей ИППО Вел.Кн. Сергия Александровича и Вел. Кн. Прмц. Елизаветы Федоровны. – Православный Палестинсикй сборник., - 100-й выпуск – М., 2003, с.105
[7] Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907. Вып. 1. Русские учреждения в Святой Земле до 1889 г. СПб., 1907. С. V.
[8] Дмитриевский А.А. Державные защитники и покровители Святой Земли и Августейшие паломники у Живоносного Гроба// Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, 1907, вып. 3-4. С.426.
[9] Письма преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны; [сост. Т.В. Коршунова, Е.Н. Понкратова, О.С. Трофимова] – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2011. С. 141
[10] Хохлова Н.А. Андрей Николаевич Муравьев литератор. СПб., 2001.
[11] Филарет (дроздов), митрополит. Письма к А.Н. М˂уравьеву˃. 1832-1867//Публик. И комм. А.Н. Муравьева. Киев, 1869
[12] АВПРИ, ф. РИППО, оп. 373/1, д.195. Л. 18-18 об.
[13] АВПРИ. Ф. РППО. Оп.. 873/1. Д..681. Л.5
[14] Письма Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. М.: Православное сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2011. С.157,158
[15].Там же. С. 196.
[16] АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д.682.Л. 47
[17] Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862-1930), князь, русский государственный и общественный деятель, тверской губернатор, гофмейстер Высочайшего Двора, действительный статский советник, прокурор и управляющий Московской синодальной конторой, обер-прокурор Святейшего Синода, сенатор, член Государственного Совета, участник монархического движения в России и эмиграции, публицист. Руководил подготовкой торжеств по прославлению преп. Серафима Саровского в 1903 г. Вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества при Великой княгине Елизавете Федоровне, в 1917 г был избран Председателем общества. После отъезда заграницу возглавил Совет Палестинского общества в эмиграции.
[18] Евстратова М., Колузаков С. «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев». М. – 2017. С. 22
[19] «Наш долг служить и сеять…». Миссионерская деятельность Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Каталог выставок: Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля; Почитание святителя Николая в России и Италии. М. : ДАРЪ; Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, 2011. С. 72-74.
[20] Евстратова М., Колузаков С. «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев». М. – 2017. С. 50
[21] Щусев А.В. Странноприимный дом и храм во имя св. Николая Мирликийского в гор. Бари в Италии//Зодчий. №3, СПб, 1914. С.25-27
[22] «Наш долг служить и сеять…»... С. 291-192. Временная церковь была разобрана в 1921 г. после освящения нижнего храма подворья во имя св. Спиридона Тримифунтского.
[23] Юшманов В.Д. Закладка русского храма во имя Святителя Николая Чудотворца в городе Бари. СПб., 1913. С. 7.
[24] Дмитриевский А.А., Юшманов В.Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. СПб, 1915. С. 34-36.
[25] Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. С. 299-300.
[26] Евстратова М., Колузаков С. «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев». М. – 2017. С. 111
[27] Дмитриевский А.А., Юшманов В.Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. СПб, 1915. С. 58-59
[28] Евстратова М., Колузаков С. «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев». М. – 2017. С. 153
[29] Дмитриевский А.А., Юшманов В.Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. СПб, 1915. С. 55
[30] Колузаков С.В. Казанский вокзал А.В. Щусева. Невыполненный замысел «Мира искусства»//Третьяковская галлерея. №2 (55)М., 2017 Приложение.