ßíäåêñ.Ìåòðèêà

XIV Свято-Елисаветинские чтения «Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова: путь к Православию»

2 ноября 2011 года по благословению митрополита Московского и Коломенского Ювеналия в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» состоялись XIV Свято-Елисаветинские чтения «Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова: путь к Православию». Организаторами выступили Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово, Государственная академия славянской культуры, Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество.

Перед началом работы чтений благочинный церквей Одинцовского округа Московской епархии настоятель Спасского храма архимандрит Нестор (Жиляев) совершил молебен в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Научную часть чтений открыл архиепископ Егорьевский Марк, Секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. В своем вступительном слове владыка Марк высоко оценил роль д. ф. н., профессора, президента Академии славянской культуры И.К. Кучмаевой, благодаря трудам которой ежегодные Свято-Елисаветинские чтения стали важным научным событием.

Приветствуя собравшихся, архимандрит Нестор передал сердечные слова и пожелание успеха участникам чтений от Его Высокопреосвященства митрополита Ювеналия, а предводитель Российского дворянского собрания князь Г.Г. Гагарин – от имени главы Российского Императорского дома Великой княгини Марии Владимировны. Приветственное слово помощника настоятеля Спасского храма, председателя Наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, к.и.н. А.В. Громовой было посвящено важности изучения наследия великой княгини Елисаветы Феодоровны, ее благотворительной и просветительской деятельности.

 

Доклад д.ф.н., первого проректора ГАСК М.Н. Громова был посвящен тысячелетнему пути духовного преображения русского народа, начавшегося в днепровской купели Крещения в 988 году. Автор особо остановился на интерпретации в отечественной истории схемы «Запад-Россия-Восток», под которую подгоняются сложные процессы политической, экономической и культурной жизнедеятельности. Такая схема является стереотипом, шаблоном, при грубом использовании которого разрушается действительная картина прошлого. По мнению докладчика необходимо выделять основополагающее значение южного цивилизационного вектора (Византия-Православный Восток), воздействие которого на нашу страну в полной мере началось после Крещения Руси.

Традициям русского право​слав​ного паломничества к святыням Вселенского Православия был посвящен доклад президента Международной общественной туристской академии, кандидата культурологии С.Ю. Житенева. Сергей Юрьевич привел статистические данные по количеству православных паломников в Израиле в последние годы и особенно остановился на освещении проблемы современного паломничества на Ближний Восток. Арабо-израильское противостояние, боевые действия в Сирии и Ливане, конечно, отрицательно влияют на рост числа паломников и в целом затрудняют осуществление поездок. Однако паломничество и поклонение святыням является необходимой частью религиозной жизни каждого православного человека.

Исполнительный директор Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, к.и.н. Р.Б. Бутова сделала доклад о паломничестве великой княгини Елисаветы Феодоровны в Святую Землю в 1888 году. По мнению докладчика, великая княгиня не высказывала во время освящения церкви Марии Магдалины желание быть погребенной в Гефсимании. Речь в данном случае может идти о «слиянии» в представлении исследователей двух личностей, императрицы Марии Александровны и великой княгини Елисаветы Феодоровны. Действительно, императрица Мария Александровна на протяжении двух десятилетий оказывала финансовую помощь Православному Востоку, страстно желала совершить паломничество в Святую Землю и высказывала пожелание быть похороненной в Иерусалиме.

Тема доклада И.К. Кучмаевой была такова: «Мир цветов как символ образования души Великой княгини Елизаветы Федоровны». В Библии, в святоотеческой литературе, в наследии русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. цветы рассматриваются как символ инобытия и жизни «будущего века», Царствия Божьего. И.К. Кучмаева считает, что процесс образования души включает в себя оба аспекта, и цветок как символ энтелехии человеческого существования содержит в себе и категорию самого процесса преображения, и категорию святости – итога этого процесса. В докладе была глубоко и интересно раскрыта символика цветов, которой пользовались в отчем доме Елисаветы Феодоровны.

Ректор ГАСК, к.к.н., профессор А.К. Коненкова остановилась на теме «Духовно-культурное пространство Москвы в православном развитии великой княгини Елизаветы Федоровны». В докладе анализу было подвергнуто духовно-культурное пространства города «сорока сороков», в котором храмы и монастыри создавали особое поле влияния на православное становление личности Великой княгини.

Аспирантка ГАСК Д.Я. Матвеенко выступила с докладом «Родительский дом принцессы Эллы как начало пути к христианству», в котором рассказала о таких христианских добродетелях как трудолюбие, милосердие, странноприимство, умеренность, воспитываемых в доме родителей и в полной мере раскрывшихся в юной Элле.

Несколько докладов были посвящены духовным друзьям Великой княгини, которые оказали сильное влияние на формирование православного мировоззрения и определение христианского подвижнического пути Великой княгини. Это доклад протоиерея Олега Колмакова (потомка прот. Митрофана Серебрянского): «Преподобный Сергий Исповедник (Митрофан Серебрянский) в жизни преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой», и доклад д.и.н., доцента кафедры теологии Пермского государственного университета М.И. Дегтяревой: «Духовная дружба Великой княгини Елизаветы Федоровны и игумена Серафима (Кузнецова)».

Выступление к.с.н., зав. кафедрой социологии и прикладной культурологии ГАСК А.Г. Климова «Церковь и планы религиозной организации, как пути к православию преподобномученицы Елисаветы Феодоровны» можно назвать концептуальным. Он изложил свою теоретическую разработку этапов становления личности: «минимум религии» – принятие веры как явления индивидуального – проповедь христианских идеалов и норм. «Христианскому гуманистическому универсализму в духовном наставничестве святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны» был посвящен доклад д.ф.н., проф. философского факультета МГИМО В.С. Глаголева. Новой, крайне интересной информацией было насыщено выступление к.к.н., старшего научного сотрудника Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея В.А. Кондрашиной. На основе абсолютно новых, неопубликованных источников она рассказала о путешествиях Великой княгини Елизаветы Федоровны по Италии. Н.В. Николаева, к.к.н., доцент кафедры РКИ МГПУ, подготовила доклад на тему «Русская духовная культура на занятиях «Русский как иностранный (РКИ)», в котором поделилась практическим опытом того, как на лекциях, читаемых иностранным студентам, можно использовать материалы из жизнеописания святых, в том числе Великой княгини Елисаветы, в целях обучения русскому языку и приобщения учеников к русской культуре. М.В. Силантьева, д.ф.н., проф. философского факультета МГИМО, зав. каф. философии ГАСК в докладе «Христианское образование как проблема современной культурологии» раскрыла актуальные проблемы современного образования вообще и христианского образования в частности, предложила пути их решения и подчеркнула значение примера Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Инокиня Марфа, директор православной школы-приюта для арабских девочек в Вифании поделилась практическим опытом работы православной школы-интерната в преимущественно нехристианской среде.

В последние годы возникло направление исследований, сформировалась плеяда ученых, которые занимаются жизнью и подвигом преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Состоявшаяся конференция стала заметным научным событием, особенно актуальным сегодня.